Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Чем дальше война, тем чаще она вспоминается

14.02.2019

Чем дальше война, тем чаще она вспоминается

Товарищ, ты помнишь Афган?

Мне снится Афганистан: горы, долины, ущелья... С высоты пяти-восьми тысяч метров открывается прекрасный вид на них. В эфире слышится английская речь, афганская, но больше русская, иногда с матерком. Снятся казармы, афганские друзья, лётчики, инженерный состав. Слышишь их постоянно обращенное к тебе: «Шурави!». А иногда ловишь настороженные, колючие взгляды афганцев и не знаешь, что от них ожидать.

Николай ВАКУЛИН



СПРАВКА «КОММУНЫ»

Николай Иванович ВАКУЛИН, подполковник в отставке. Родился 20 июня 1953 года в с.Коденцево Каменского района Воронежской области. После окончания школы работал в колхозе трактористом, заочно учился в Воронежском СХИ.
Затем окончил Ворошиловградское высшее авиационное училище штурманов (1975). Служил в Забайкальском военном округе (1975–1983), в Прибалтике (1983–1993), в г.Оренбурге (1993–1998).
В Республике Афганистан – с января 1988г. по 10 января 1989г., специалист летного состава эскадрильи Ан-12бп 373-го транспортного авиационного полка афганских ВВ С.
Награжден орденом Красной Звезды (1989), афганскими медалями «10 лет Саурской революции» (1988), «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (1988), многочисленными юбилейными медалями.
Проживает в посёлке Каменка Воронежской области. С 2000 года возглавляет Каменскую районную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.


Спецзадание

В январе 1988 года меня вызвали в 4-й отдел Генерального штаба Министерства обороны СССР и предложили поехать в в качестве военного специалиста – советника афганской армии в Кабул для выполнения специального задания. Оно заключалось в подготовке летного состава афганских экипажей для самолетов Ан-12бп. Других предложений при этом не последовало.

В Генштабе у меня забрали все документы и выдали предписание для посольства СССР в Республике Афганистан (РА).

На следующей день вручили авиабилеты на рейс афганской компании «Ариана». В тот же день я прибыл в Афганистан.

В Кабуле самолет приземлился, выполнив крутой вираж. Прошли таможенный контроль. Встречали нас работники посольства, они же отвезли в гостиницу. В течение недели с нами проводились специальные занятия: изучали афганскую речь, политическую обстановку в республике.

Нам постановили конкретную задачу: ввести в строй летный состав экипажей афганской армии. Первоначальную подготовку они прошли в Ферганском учебном центре, но профессиональная оказалась очень слабой. В течение недели мы занимались с ними наземной подготовкой, изучали районы аэродромов, расположенных на территории Афганистана, Инструкцию по эксплуатации самолета Ан-12бп.

Провели на самолете Ан-26 ознакомительные полеты на все аэродромы, на которых возможна посадка Ан-12бп: Баграм, Гардез, Кандагар, Шиндант, Герат, Мазари-Шариф, Кундуз, Файзабад, Джелалабад и другие. А в феврале 1988 года приступили к выполнению полетов с афганскими экипажами. В начале сами вылетали в район Кабула, изучали схемы полетов в районе аэродрома и так постепенно подступались к выполнению специальных программ подготовки афганских экипажей. Летали сначала с переводчиком на борту. Но позже, освоив местный язык или имея в команде летчика, знавшего русский язык, обходились уже без него.

В первые же дни нас ожидал неприятный сюрприз: выяснилось, что самолеты не укомплектованы парашютами, вместо них были «подушки». Пришлось в категорической форме отказаться от выполнения полетов, пока из СССР не привезли парашюты. Самолеты не были оборудованы и кассетами тепловых ловушек, которые используются при взлете и посадке для защиты от ракет. И эту «забывчивость» исправили позже, произведя необходимые доработки.

Лихачество до добра не доводит

Эскадрилья афганских самолетов Ан-12бп входила в состав 373-го транспортного авиационного полка и базировалась на аэродроме Кабул. В течение недели выполняли по четыре-пять лётных заданий – в две смены, утром и вечером, потому что днем температура воздуха была за сорок градусов по Цельсию. В самолете до запуска двигателей все тело моментально покрывалось потом.

После выполнения учебной программы и допуска летного состава к полетам в районе аэродрома приступили к учебным полетам по территории Афганистана и попутно перевозили войска, вооружение, грузы, раненых и убитых военнослужащих афганской армии, мирное население. Выполнив по несколько полетов на каждый аэродром, давали афганцам допуски к самостоятельной работе.

Заход на посадку на аэродромах был сложный. Выходили на аэродром на высоте шесть-семь тысяч метров, выпускали механизацию, устанавливали минимальную скорость и становились в крутой вираж. При этом ощущали большие перегрузки, парашютные лямки буквально вдавливались в тело.

Когда афганские экипажи стали самостоятельно летать и перевозить грузы, то у них появилась какая-то бесшабашность, самоуспокоенность, они легко шли на нарушение Инструкции по эксплуатации самолета. Результатом этого стало несколько аварий при посадке на аэродромах Кандагар, Герат, Мазари-Шариф и повреждение самолетов. Нам поступил приказ в дальнейшем выполнять полеты вместе с афганским экипажем, оказывать помощь при выполнении задания в соответствии с требованиями Инструкции, в общем, быть «заложниками» лихих афганских пилотов.

В ноябре 1988 года приступили к тренировочным полетам на десантирование грузов, войск в районе аэродрома Мазари-Шариф.

В одной кабине с моджахедами

Начиная с мая 1988 года, президент РА доктор Наджибулла вел постоянно переговоры о перемирии с руководителями моджахедов из каждой провинции. Для доставки этих делегаций использовалась афганская авиация. Картина была неприятная и жуткая: в кабину экипажа вваливались бородатые моджахеды с оружием, минометами, рассаживались на полу в ногах у летчиков…

Афганский командир эскадрильи полковник Муххамед Заир (он хорошо знал русский язык), видя мое удивление, успокаивал: мол, они нас не тронут. Но на душе было неспокойно: куда прилетим и вообще доберемся ли живыми? Информация о переговорах и вылетах имелась у других бандформирований, а они постоянно враждовали между собой.

В связи с принятым решением о выводе советских войск из РА резко увеличился поток караванов из Пакистана, Ирана с оружием и ракетами «земля – земля» с дальностью до тридцати километров, «стингерами» и др. С мая 1988 года участились случаи обстрела ракетами, минами Кабула, в том числе аэродрома, где мы базировались, – расчет был на психологическое воздействие.

При начале обстрела аэродрома мы уходили за пределы стоянки, но по указанию руководителя группы Ю.Шушпанова возле стоянки вырыли своими силами примитивное убежище, в которое прятались при обстреле. Прижимались к земле, просили Бога, чтобы уберег нас от осколков ракет.

Тогда участились случаи катастроф самолетов с экипажами из афганских ВВС, их поражали ракеты. Только с мая по октябрь 1988 года вооруженная оппозиция сбила четырнадцать самолетов (Ан-26, Ан-32) и тридцать шесть вертолетов афганских ВВС. По мере ухудшения положения дел в стране – в связи с выводом советских войск, наступлением бандформирований во всех провинциях – упаднические настроения появились у летного и технического состава афганской армии. Они не питали никаких иллюзий по поводу своего будущего в случае падения режима президента Наджибуллы. Позже по этой причине четыре экипажа, погрузив своих родственников и домашние вещи, улетели на самолетах в Пакистан и присоединились к моджахедам.

Окончание миссии

Большую моральную поддержку мы получали от жен и детей с Родины. Письма семье передавали и получали через членов экипажей полка, которые выполняли специальные рейсы для 40-й армии. Но и семьям приходилось нелегко. Обстановка в Литве, в городе Шяуляй, где находились моя жена и два сына-школьника, в то время была сложная. Бывший секретарь ЦК компартии Литвы Альгимантас Науджюнас, выступая по телевизору, призвал: «Вскрывайте животы беременным женам офицеров, чтобы они не рожали оккупантов!». Активизация националистических движений способствовала разжиганию межнациональной розни. Устраивались многочисленные провокации с целью отомстить русским, как они говорили, за вторжение «оккупационной» армии.

В январе 1989 года военным советникам поставили задачу прекратить выполнение полетов и готовиться к убытию на Родину. Афганские летчики провожали нас со слезами на глазах и от всей души благодарили. И спрашивали: а что будет с ними дальше? Они уже не верили своему президенту.

С 10 по 20 января наша группа благополучного пересекла Государственную границу СССР. Каждый специалист вернулся в свою часть для продолжения дальнейшей службы.

Источник: газета «Коммуна» | № 12 (26860) | Пятница, 15 февраля 2019 года


Возврат к списку