Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Потребитель. За честные отношения!

16.03.2011

15 марта международная общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он прошел под лозунгом «Потребители – за честные финансовые услуги».


Фото Михаила Вязового.

Существует такая традиция - накануне праздника Международная федерация потребительских организаций утверждает девиз, под которым проходит этот день. В 2011году в центре внимания оказались потребители, воспользовавшиеся кредитными продуктами.

К слову, вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности вот уже второй год – в 2010-м праздник проходил под лозунгом «Наши деньги. Наши права». В этот раз к теме решили вернуться, правда, в более узком смысле.

Как пояснили в консультационном центре ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», под «финансовой услугой» понимается любая деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг рассматриваются: осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды, а также иные услуги финансового характера. В этой связи под действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» попадает лишь небольшой сектор деятельности всех кредитных организаций - предоставление потребительского кредита.

Как рассказала начальник Консультационного центра Людмила Авилова, проблема эта актуальна и для потребителей Воронежской области. При потребительском кредитовании права наших граждан частенько оказываются нарушенными. Так, потребителям ставят условие –для предоставления кредита необходимо воспользоваться услугами по открытию и ведению банковского счёта (разумеется, небезвозмездно).

Открытие расчётных, депозитных и иных счетов является правом, а не обязанностью граждан (ст. 30 Федерального закона от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Данные условия нарушают требования ст.16 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой, запрещается обуславливать оказание одних услуг обязательным оказанием других услуг.

Или еще пример. Кредитная организация взимает комиссии за открытие и ведение ссудного счёта.

Но ссудные счета (счета по учёту выданных кредитов и иных размещённых средств) являются только счетами бухгалтерского учета, не являются банковскими счетами, открываемыми в соответствии со ст. 845 ГК РФ. Необходимость отражения выданного кредита на указанных счетах – это обязанность банка по ведению бухгалтерского учёта размещённых денежных средств.

Открытие и ведение ссудного счета не является услугой по проведению банковских операций, и взимание комиссии за осуществление данной деятельности противоречит закону.

Есть и другие частые нарушения.

Так, банки пытаются направить споры с потребителями в тот суд, который удобен им (это нарушает права потребителя и ограничивает его право на защиту, поскольку п.2 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет подсудность по выбору истца). Или без согласования с потребителем меняют процентные ставки по кредиту (в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом).

Или, например, пользуясь задержками с перечислениями средств посредством организаций, имеющих право принимать плату за оказанные услуги, выставляют комиссии за просрочку. А ведь, согласно ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязательства потребителя перед исполнителем по оплате оказанных услуг считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, не являющейся кредитной.

Нарушений в данной сфере немало. А чтобы их стало меньше, мы, потребители, должны быть бдительнее и мудрее.

Ярослава Янова.

Справка

Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителей: право на безопасность; на информацию; право на выбор и право быть выслушанным.

Источник: «Воронежская неделя», № 11 (1996), 16.03.11г.


Возврат к списку