Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





В семье единой

16.03.2011

«Мы устали от лжи политиканства и хотели бы дышать вольным воздухом правды. Такая правда есть в природе русского человека».

Н.Бердяев, «Судьба России».
На одном из заседаний Госсовета премьер-министр Владимир Путин признал, что в советской стране была такая общность, как «советский народ», и, как следствие, не было таких погромов и межнациональных стычек, как на Манежной площади. Затем он добавил, что эта общность базировалась на соответствующей идее, идеологии.

- И почему бы нам сейчас не подумать над такой идеей, - задал он многозначительный вопрос присутствующим.

Я не исключаю пиаровский смысл этого заявления, как и ранее сделанного о том, что развал советской страны «является величайшей геополитической катастрофой».

Такая общность – «советский народ» – формировалась годами, благодаря умной, взвешенной и системной работе руководства страны над решением национального вопроса, поскольку оно чётко себе представляло, что целостность и единство страны держится на дружбе народов. Более того, руководители страны хорошо себе представляли, что без дружбы народов в окружении враждебных стран не выжить, тем более перед набиравшей уже реваншистские силы фашистской Германией.

В основе этой общности были прежде всего идеология, социально-экономический уклад, строгое следование конституционным принципам, русская культура и продуманная политика в национальном вопросе, когда решительно пресекались как проявления великодержавного шовинизма, так и национал-сепаратистские тенденции.

Одним из наиболее характерных проявлений этой общности было «чувство семьи единой». И, конечно же, наиболее ярким проявлением общности явилась Великая Отечественная война. Все народы Советского Союза защиту Отечества считали своим святым долгом, своей первейшей обязанностью.

Чтобы далеко за примерами не ходить, я сошлюсь на несколько местных.

Представители старшего поколения знают, что 6 августа 1942 года в районе села Второе Селявное Лискинского района Воронежской области амбразуру вражеского дзота закрыл собой киргиз Чолпонбай Тулибердиев. Я неоднократно бывал на могиле Героя Советского Союза Тулибердиева и всегда поражался, как ему удалось, по сути дела, по отвесной скале взобраться на правый берег и выполнить боевое задание. Бросаясь на амбразуру вражеского дзота, конечно же, он думал о своей Киргизии, о близких и родных. Но, без сомнения, он думал и о великой нашей многонациональной Родине.

Аналогичный поступок совершил в боях за Воронеж осетин, лейтенант Лазарь Дзотов на Чижовском плацдарме: заслонив собой пулемёт, он дал возможность двум взводам захватить плацдарм и переправиться на правый берег основным силам полка. Умирая, своей кровью на комсомольском билете написал, что жизнь свою отдаёт за нашу Родину и советский народ. И таких примеров много.

В стране реально существовало не только чувство семьи единой, о чем уже говорилось, но и чувство локтя.

В отдельных союзных республиках и автономиях, отстававших в своем развитии, с помощью других народов, и прежде всего русского, открывались вузы, театры, библиотеки и даже отделения Академии наук СССР. Было вполне естественным явлением, когда музыку к «мосфильмовскому» кино, где авторами и режиссёрами были русские, писали композиторы союзных республик: армянин Арно Бабаджанян, азербайджанцы Таривердиев, Бюль-Бюль Оглы, молдаванин Дога и многие другие.

Газетная площадь не позволяет назвать число Героев Советского Союза – представителей разных народов нашей страны. Многие народы гордятся ими и чтят их память. Но, к сожалению, есть и другие примеры.

В Узбекистане погасили Вечный огонь на мемориалах, а недавно снесли и монумент Герою Советского Союза генералу Сабиру Рахимову.

Эти кощунственные шаги осуществляются не без ведома руководства республики ,и будем надеяться, что простой народ их не одобряет.

И еще один пример из личной жизни автора.

На юридическом факультете Томского университета в 1949 году учились представители 18 национальностей: русские, татары, евреи, корейцы, чуваши, мордва, якуты, буряты, хакасы и др. В это трудно поверить, но мы в те годы никакого значения не придавали национальной принадлежности коллег. Я далек от мысли идеализировать решение национального вопроса в советские годы, отдельные перекосы были и в то время, но они никогда не приводили к массовым беспорядкам или иным проявлениям крайнего характера. Хорошо помню разговоры о том, что люди, проживающие в России, материально живут хуже, чем в отдельных союзных республиках.

Россия готовила кадры для союзных республик. В томских вузах всегда отводились квоты для народностей Севера, базовые знания которых, конечно же, были слабее русских.

И вот величайшее достояние страны Советов – дружба народов – оказалось разрушенным. Величайшей и, пожалуй, главной ошибкой новой власти было провозглашение «парада суверенитетов». Мы хорошо помним призыв Президента Бориса Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите».

А между тем И.В.Сталин в беседе с А.Колонтай еще в 1939 году предупреждал, что главная опасность СССР грозит со стороны националистов-сепаратистов в случае их прихода к власти в союзных республиках.

Говорил, как в воду смотрел. После «парада суверенитетов» во многих союзных республиках к власти пришли не только сепаратисты, но и криминалитет с байскими и клановыми замашками.

За пределами России оказалось более 20 миллионов наших соотечественников, по существу, брошенных на произвол судьбы. Я не буду называть республики и города, где русских выгоняли из квартир, из окон выбрасывали вещи. А как власти России реагировали на эти издевательства? Никак! В результате из отдельных республик русское население было вытеснено полностью.

Это был период, когда было потеряно управление государством, и власти как таковой в стране не было.

Но посеявшие ветер вскоре столкнулись с бурей. И была допущена ещё одна серьезная ошибка: центральная власть пошла на многочисленные уступки народам Северного Кавказа и Поволжья.

Третьим ключевым моментом, приведшим к межнациональным обострениям, стало отсутствие цементирующей идеи, идеологии, полное разрушение плановой экономики, рост безработицы и, прежде всего, в республиках Северного Кавказа.

На недавнем Съезде народов Дагестана было сказано: «Главными угрозами жизни и благополучия дагестанцев остаются экстремизм и терроризм, которые подрывают общественную стабильность, сдерживают экономическое развитие, лишают молодёжь возможности самореализации и жизненных перспектив».

В наши дни в СМИ идёт дискуссия по вопросу, кто больше виноват в обострении межнациональных отношений: титульная нация или представители национальных образований.

Не берусь судить, но ошибки, на мой взгляд, допускаются и с той, и с другой стороны.

На одном «круглом столе» мне вручили брошюрку, где черным по белому было написано: «Россия – для русских, и нашей идеологией является русский национализм».

Я спросил автора: «Если Россия только для русских, то куда должны убраться 20 миллионов мусульман, миллионы евреев, якутов и других этносов, которых сейчас в стране около 160?»

Слово «национализм», согласитесь, можно толковать двояко. Оно режет слух. Можно не сомневаться, что в ответ на «русский национализм» мы встретим рост, а может быть, даже всплеск националистических проявлений других народов, населяющих нашу страну.

Надо искать никого не раздражающую идею, но при этом не умалчивая достоинства русского народа.

Например, грузин И.В.Сталин не опасался, что ему приклеят ярлык «великодержавного шовиниста», когда на приеме в Кремле 24 мая 1945 года в честь Победы произнес такой тост: «Я поднимаю тост за здоровье нашего советского народа, и прежде всего, русского народа,… потому что он является наиболее выдающейся нацией, входящей в Советский Союз… имеет ясный ум, стойкий характер и терпение».

Бесспорно, рост межнациональных обострений напрямую связан «с расколом в стране» на богатых и бедных, с проблемой социальной несправедливости, с отсутствием стройной системы воспитания молодежи. Нельзя сбрасывать со счетов и религиозный фактор.

А разве заграница не заинтересована в развале России «на удельные княжества»?

По-моему, ответ здесь должен быть однозначным: она оказывает сепаратистам и террористам и материальную помощь, а также духовную, идеологическую, подталкивая националистически настроенных российских мусульман на создание «Великого Халифата» и «исламизацию» Центра и Юга России.

Чтобы избежать межнациональных столкновений, подобных тех, что были на Манежной площади и в некоторых других городах, необходимо, на мой взгляд, в первую очередь умело решать социально-экономические проблемы, как в самой России, так и в национальных образованиях.

Необходимо чётко регулировать миграционные процессы, чтобы гастарбайтеры в России не оказывались на положении «рабов в галерах».

Представляется целесообразным запрещать въезд в Россию и прием на работу мигрантов, ранее судимых за уголовные преступления у себя на родине. Стоит подумать и о целесообразности введения визового режима для граждан бывших республик СССР, в которых власти проводят русофобскую политику.

Особое внимание стоит уделить воспитательной работе среди молодежи, чтобы приезжающие в Россию молодые люди из национальных образований не везли с собой свой «устав», а строго соблюдали законы и обычаи страны пребывания.

Следует поднять ответственность за поведение своих соотечественников руководителей национальных диаспор, зарегистрированных в Воронеже.

В Воронеже этой проблемой серьезно занимается Президент Координационного Совета народов Северного Кавказа, полномочный представитель Республики Дагестан в Воронежской области, доктор технических наук, профессор Воронежской технологической академии Г.О.Магомедов.

Заметный вклад в формирование атмосферы межконфессиональной толерантности вносит и Межконфессиональный Совет при Воронежской областной Думе.

Давайте прекратим раскачивать лодку, в которой сидим.

Анатолий Никифоров,

секретарь Межконфессионального Совета
при Воронежской областной Думе,
полковник КГБ в отставке.

Источник: «Воронежская неделя», № 11 (1996), 16.03.11г.


Возврат к списку