Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
В 1986 году перед пуском РН «Энергия» собирали на «Байконуре» полномасштабный, функционально действующий макет. При проверке герметичности двигателей в составе ракетоносителя выявили течь по фланцевому соединению в трубопроводе заправки горючим. Для устранения течи на «Байконур» срочно вызвали главного сварщика завода. Местные сварщики там за эту работу не взялись, заявив, что выполнить сварку вместо фланцевого соединения невозможно ввиду недоступности.
Соединение диаметром около 500 мм было видно с внешней стороны только на длине порядка 200 мм. Остальное пространство было густо окутано соседними трубопроводами, да ещё и запылено теплоизолирующим слоем пенополиуретана. Опыта работы через зеркало они не имели, и меня срочно вызвали на «Байконур» со своим спецкомплектом горелок «ГМЧ-55». Недельная командировка растянулась на полтора месяца.
Уже там, в работе, вместе с моим сварщиком я задействовал сварщиков из Самары, которые первоначально отказались, не веря в успех. Ввиду сложности и недоступности сварка через зеркало шла очень медленно. Работать разрешали только в определенное время, когда было «окно» на ракете в жестком графике общей работы.
Все спешили… Стране позарез был нужен русский «Шаттл» в соперничестве с американцами. Мы и так отставали от них в этом плане на 8-10 лет.
Так как толщина стыка была большая, в день заваривали около 5-7 см. При сварке через зеркало нормальный человек делает обратные движения. При необходимости увеличить длину сварочной дуги сварщик подсознательно её уменьшал. Нужно было найти выход из этого затруднительного положения.
И выход был найден. При подходе к монтажно-испытательному комплексу на Байконуре я увидел камеру от колеса «Урала». Я порезал её на ленты, застегнул этот резиновый браслет вокруг трубопровода рядом со сварным швом. Сварочную горелку подсунул под резинку. И сварщик за счёт усилия резины, которая прижимала горелку к сварному шву, стал более осознанно понимать, как регулировать длину дуги. Если надо увеличить, то значит, надо оттянуть резинку горелкой. Работа значительно ускорилась.
Заварив шов и проведя его опрессовку на всей длине в 1,5 метра, выявили 22 течи. Пришлось ещё три раза сбрасывать давление, производить подварку и вновь производить наддув для подтверждения полной герметичности ракетоносителя.
Задание было выполнено.
Температура воздуха на улице в июне месяце была плюс 58 в тени, о чем мне напоминает купленная там книга «Отсюда дороги к планетам легли» А.Романова и И.Борисенко. Ежедневная жара, серость пустыни, отсутствие ярких красок и зелени очень резко контрастировали с яркими зелёными весенними листочками в березовых рощах, которые встречали нас в Москве по пути из аэропорта на железнодорожный вокзал, чтобы вновь вернуться в Воронеж. У некоторых членов бригады от умиления выступили слезы сентиментальности от увиденного.
Хотя и состоялось всего два пуска РН «Энергия» – 15.05.1987г. и 15.11.1988г., – на заводе было изготовлено несколько десятков двигателей. Работа по освоению производства была очень сложная, но и очень интересная. Приходилось работать со многими научно-исследовательскими институтами и по уникальному сварочному оборудованию, по новым материалам, а соответственно – разрабатывать новые технологии сварки.
На каждом двигателе на общей сборке выполнялось около полутысячи сварных швов. Новые материалы, сложная компоновка, труднодоступность сварных швов требовали новых технических и технологических решений. Так, мной были разработаны, изготовлены и внедрены в производство навесные сварочные автоматы «ГНС-14Д» и «ГНС-25Д» для автоматической сварки трубопроводов диаметром до 30 мм.
Конструкция автоматов оказалась довольно удачной и по техническим характеристикам превосходила американские аналоги «Модуль-9» и шведские «Еsab». Внедрение их позволило значительно улучшить качество сварных швов и почти в десять раз уменьшить количество выявляемых течей.
В 1989 году за комплект сварочных автоматов был награжден второй бронзовой медалью ВДНХ. В 1991 году «За разработку и внедрение технологии и оборудования для автоматической сварки неповоротных стыков трубопроводов ответственного назначения до 800 мм с гарантированным качеством соединений» постановлением Кабинета Министров Союза ССР мне была присуждена Премия Совета Министров СССР. Правительственная телеграмма за подписью министра Д.Бакланова по этому случаю является самой высокой оценкой самоотверженного труда по созданию двигателя РН «Энергия».
В это время я уже работал главным сварщиком завода (с 1986 по 1994г.) и начальником отдела сварки, в котором насчитывалось более 400 человек инженеров, сварщиков и дефектоскопистов-рентгенологов.
Эта высокая оценка труда сварщиков является и оценкой труда людей, которые трудились в сварочном производстве рядом со мной, мои единомышленники – Соломахин Ю., Федоров С., Васин Е., Данилов Л., Писаненко В. и другие.
Освоение и производство двигателей для РН «Энергия» явилось, к сожалению, наивысшим достижением как в области оборудования, так и технологий не только в сварочном производстве, но и во всей промышленности СССР. Началась перестройка, тема была закрыта. Объемы производства сократились в несколько раз, началось сокращение специалистов, сокращение исследовательских работ, сократились связи с исследовательскими институтами.
Количество выпускаемых ракетных двигателей сократилось до штучного, госзаказ на них сократился в 4-5 раз. Двигатели изготавливались только для обеспечения пусков «Протонов» и «Союзов». Завод с 90-х годов приступил к освоению производства гражданской продукции.
По конверсионной тематике было быстро освоено производство куттеров ВК-250 и ВК-500 (вакуумные промышленные мясорубки для колбасных линий), колбасных линий, тестоделительных машин, барокамер, нефтегазовой запорной арматуры, маслонаполненных радиаторов и многой другой продукции. Стояла задача максимально сохранить коллектив завода и восполнить упавшие объемы ракетной техники гражданской продукцией. И завод выстоял.
За 9 лет работы в должности главного сварщика удалось сделать очень многое. Была вновь создана лаборатория сварки, в которой работали пять бывших старших мастеров по сварке, работу которых я вспоминаю с большим уважением. Это были специалисты-личности, которые брали любую тему, разрабатывали её и внедряли в производство, – Васин Е., Соломахин Ю., Еремин М., Кадыков В., Лесных С., Шурупов В. Разработки лаборатории сварки интенсивно внедрялись в развивающееся конверсионное производство.
Завод и сегодня осваивает всё новые и новые изделия как по ракетной, так и по гражданской тематике. Приятно осознавать, что в этом постоянном развитии есть и доля твоего творческого труда.
Владимир Чудинов
Источник: «Воронежская неделя», № 14 (1999), 06.04.11г.