Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
В их числе – решение снизить участие государства в экономике при помощи следующих механизмов.
Во-первых, Правительству предложено зафиксировать график приватизации на три года. Во-вторых, убрать профильных министров из Советов директоров ряда крупных российских компаний. «Пусть министры и вице-премьеры не обижаются», - заявил Дмитрий Медведев. Государство, по его словам, очень редко бывает эффективным менеджером, а если и бывает, то крайне непродолжительное время.
Эти слова были обращены, в первую очередь, к Алексею Кудрину, возглавляющему наблюдательный Совет Внешторгбанка; Игорю Сечину, занимающему подобную же должность в компании «Роснефть»; Виктору Зубкову и другим члена Правительства.
Сам Дмитрий Медведев в бытность его главой Администрации Президента РФ возглавлял наблюдательный Совет в Газпроме.
Наконец, в - третьих, предложено сделать публичной информацию о закупках крупнейших компаний, которые Президент считает крайне неэффективными.
По оценкам экспертов, это предложение созрело и перезрело. О необходимости повышения инвестиционной привлекательности страны сказано немало пламенных слов, но реального изменения ситуации в лучшую сторону так и не произошло. Между тем в отсутствие инвестиций никакого экономического роста страна не дождется, а значит, все планы по ее модернизации окажутся эфемерными.
Осознавая всю сложность этой проблемы, Президент настаивает на том, чтобы создать российский фонд прямых инвестиций в объеме не менее 2 млрд. долларов для финансовой поддержки прямых иностранных инвестиций, а заодно радикально повысить качество услуг, востребованных инвесторами – от таможни и погранслужбы до пожарного надзора. Предполагается также сузить сферу компетенции комиссии, осуществляющей контроль над инвестициями в стратегические отрасли.
Разумеется, все эти смелые инициативы нуждаются в создании соответствующей законодательной базы или существенной корректировки уже имеющихся правовых актов.
Вместе с тем стройная система мер, предложенная Дмитрием Медведевым, вызывает и определенные вопросы.
В частности, вопрос о том, кто будет проводить государственную линию в рыночных компаниях? Или их предполагается передать в частные руки, то есть продать? Не напоминает ли это новый передел собственности, который в России никогда ничем хорошим не заканчивался?
Если ставка делается на независимых директоров, то, во-первых, где их взять – независимых и не встроенных в государственный капитализм в том виде, в каком он сформировался у нас? А если придут «зависимые», то есть нынешние замы и начальники департаментов, – станет ли от этого лучше?
Другая новация Президента – попытка улучшить инвестиционный климат в стране, который он назвал «плохим и даже очень плохим». Понятно, что главным препятствием для инвестиций служит невиданная коррупция в госаппарате, его предельная забюрократизированность и неповоротливость в исполнении своих функций. Неудачи в инновационном развитии Президент все больше связывает с этим фактором.
Отныне ведомству Эльвиры Набиуллиной, возглавляющей Министерство экономического развития и торговли, поручается проверять все документы, принимаемые другими министерствами и ведомствами, на предмет антипредпринимательской составляющей и обращаться в прокуратуру с требованием отмены ведомственных актов, мешающих деловой активности. Руководителям министерств, не обеспечивающих должного рвения в улучшении инновационного климата, грозит перспектива распрощаться со своими постами.
Кроме того, с мая 2011 года предполагается ввести особый механизм рассмотрения Генеральной прокуратурой жалоб на коррупцию. Тогда же будут организованы мобильные приемные Администрации Президента, в которых сотрудники, независимые от местных властей, обеспечат объективность рассмотрения жалоб.
Помимо этого, инициатива Президента получает еще одно – институциональное – измерение.
С мая 2011 года в восьми федеральных округах учреждаются должности уполномоченных по инвестициям, причем, в целях сохранения независимости, они будут перемещаться по территории субъектов Федерации, контролируя указанное направление деятельности региональных властей. Срок оформления инвестиционных проектов предложено снизить с двух лет до трех месяцев.
Третья новация также связана с проблемой инвестиций, но уже не внешних, а внутренних. Президент счел возможным облегчить налоговое бремя для бизнеса, полагая, что нынешние страховые выплаты в Пенсионный фонд являются для него слишком обременительными и мешают экономическому развитию страны. Компенсировать выпадающие доходы бюджета предложено ростом эффективности госзакупок на 15 процентов.
Как в таком случае будет пополняться Пенсионный фонд, остается неясным: надежды на рост доходов от продажи энергоресурсов представляются не слишком радужными, хотя предполагаемая маржа, то есть дополнительные доходы в бюджет, который к 2012 году, по данным Всемирного банка, планируется бездефицитным, может стать соответствующей материальной компенсацией бюджетных потерь.
Как все случится на самом деле, пока не ясно: ответ мы получим позже, если до этого вообще дойдет. В России, как известно, власть не любит давать ответы на трудные вопросы, особенно касательно денег, тем более не любит нести за них ответственность.
Но слова Дмитрия Медведева прозвучали достаточно определенно: «Это будет серьезным испытанием для Правительства». Кое-кто разглядел в них даже намек на то, что сама судьба Правительства отныне находится в руках Президента и зависит от эффективности выполнения данных им поручений.
Тема улучшения инвестиционного климата волнует не только Президента, но и премьера.
По словам Владимира Путина, в год в Россию должно приходить не менее 60-70 млрд. долларов прямых зарубежных инвестиций, поскольку резко обострилась борьба за них между интенсивно развивающимися экономиками мира, в том числе и странами – членами БРИК – Бразилией, Индией, Китаем. Правда, в этих странах, в отличие от России, закон является незыблемым правилом для всех, а бюрократия куда лучше справляется со своею управленческой функцией, поскольку знает, что в случае ее нарушения санкции последуют незамедлительно.
В России все обстоит совсем иначе и, к сожалению, не меняется к лучшему. Факты прямого воровства просто поразительны. Недавно они стали предметом внимания первого вице-премьера Правительства Игоря Шувалова. Речь идет о неслыханных средствах, вложенных в строительство дороги на Сколково – место будущего иннограда, своего рода российского инновационного инкубатора.
Правительство выделило на строительство дороги до Сколково огромные деньги – 6 миллиардов рублей, или 200 млн. долларов. Получается фактически больше 1 млрд. рублей на каждый километр из 5-километровой протяженности этой трассы. На эти деньги, потраченные не известно, на что – качество дороги остается отвратительным, – можно построить 300 км от Москвы до Ярославля или до Тулы из чистого золота.
Нигде в мире – ни в развивающемся Китае, ни в богатой Америке, ни в благополучно обустроенной Европе – стоимость одного километра дороги не является такой высокой, хотя качество дорог там вызывает законное восхищение. У нас же, напротив, – столь же законное возмущение. А ведь эта дорога должна бы стать своего рода визитной карточкой современной России. Увы, пока она является визитной карточкой нашей бесхозяйственности и откровенного воровства.
Не случайно сколковский проект уже сегодня вызывает сдержанную иронию и даже откровенные насмешки. «Скольково- скольково?», - интересуются москвичи, слыша об очередных безвозвратно потерянных вложениях.
Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.
Источник: «Коммуна», №50 (25678), 06.04.11г.