Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Испытание для Правительства

07.04.2011

На минувшей неделе внимание лидеров страны было полностью отдано модернизации. Президент собрал соответствующую комиссию в Магнитогорске, где и выдвинул целый ряд довольно смелых предложений.

В их числе – решение снизить участие государства в экономике при помощи следующих механизмов.

Во-первых, Правительству предложено зафиксировать график приватизации на три года. Во-вторых, убрать профильных министров из Советов директоров ряда крупных российских компаний. «Пусть министры и вице-премьеры не обижаются», - заявил Дмитрий Медведев. Государство, по его словам, очень редко бывает эффективным менеджером, а если и бывает, то крайне непродолжительное время.

Эти слова были обращены, в первую очередь, к Алексею Кудрину, возглавляющему наблюдательный Совет Внешторгбанка; Игорю Сечину, занимающему подобную же должность в компании «Роснефть»; Виктору Зубкову и другим члена Правительства.

Сам Дмитрий Медведев в бытность его главой Администрации Президента РФ возглавлял наблюдательный Совет в Газпроме.

Наконец, в - третьих, предложено сделать публичной информацию о закупках крупнейших компаний, которые Президент считает крайне неэффективными.

По оценкам экспертов, это предложение созрело и перезрело. О необходимости повышения инвестиционной привлекательности страны сказано немало пламенных слов, но реального изменения ситуации в лучшую сторону так и не произошло. Между тем в отсутствие инвестиций никакого экономического роста страна не дождется, а значит, все планы по ее модернизации окажутся эфемерными.

Осознавая всю сложность этой проблемы, Президент настаивает на том, чтобы создать российский фонд прямых инвестиций в объеме не менее 2 млрд. долларов для финансовой поддержки прямых иностранных инвестиций, а заодно радикально повысить качество услуг, востребованных инвесторами – от таможни и погранслужбы до пожарного надзора. Предполагается также сузить сферу компетенции комиссии, осуществляющей контроль над инвестициями в стратегические отрасли.

Разумеется, все эти смелые инициативы нуждаются в создании соответствующей законодательной базы или существенной корректировки уже имеющихся правовых актов.

Вместе с тем стройная система мер, предложенная Дмитрием Медведевым, вызывает и определенные вопросы.

В частности, вопрос о том, кто будет проводить государственную линию в рыночных компаниях? Или их предполагается передать в частные руки, то есть продать? Не напоминает ли это новый передел собственности, который в России никогда ничем хорошим не заканчивался?

Если ставка делается на независимых директоров, то, во-первых, где их взять – независимых и не встроенных в государственный капитализм в том виде, в каком он сформировался у нас? А если придут «зависимые», то есть нынешние замы и начальники департаментов, – станет ли от этого лучше?

Другая новация Президента – попытка улучшить инвестиционный климат в стране, который он назвал «плохим и даже очень плохим». Понятно, что главным препятствием для инвестиций служит невиданная коррупция в госаппарате, его предельная забюрократизированность и неповоротливость в исполнении своих функций. Неудачи в инновационном развитии Президент все больше связывает с этим фактором.

Отныне ведомству Эльвиры Набиуллиной, возглавляющей Министерство экономического развития и торговли, поручается проверять все документы, принимаемые другими министерствами и ведомствами, на предмет антипредпринимательской составляющей и обращаться в прокуратуру с требованием отмены ведомственных актов, мешающих деловой активности. Руководителям министерств, не обеспечивающих должного рвения в улучшении инновационного климата, грозит перспектива распрощаться со своими постами.

Кроме того, с мая 2011 года предполагается ввести особый механизм рассмотрения Генеральной прокуратурой жалоб на коррупцию. Тогда же будут организованы мобильные приемные Администрации Президента, в которых сотрудники, независимые от местных властей, обеспечат объективность рассмотрения жалоб.

Помимо этого, инициатива Президента получает еще одно – институциональное – измерение.

С мая 2011 года в восьми федеральных округах учреждаются должности уполномоченных по инвестициям, причем, в целях сохранения независимости, они будут перемещаться по территории субъектов Федерации, контролируя указанное направление деятельности региональных властей. Срок оформления инвестиционных проектов предложено снизить с двух лет до трех месяцев.

Третья новация также связана с проблемой инвестиций, но уже не внешних, а внутренних. Президент счел возможным облегчить налоговое бремя для бизнеса, полагая, что нынешние страховые выплаты в Пенсионный фонд являются для него слишком обременительными и мешают экономическому развитию страны. Компенсировать выпадающие доходы бюджета предложено ростом эффективности госзакупок на 15 процентов.

Как в таком случае будет пополняться Пенсионный фонд, остается неясным: надежды на рост доходов от продажи энергоресурсов представляются не слишком радужными, хотя предполагаемая маржа, то есть дополнительные доходы в бюджет, который к 2012 году, по данным Всемирного банка, планируется бездефицитным, может стать соответствующей материальной компенсацией бюджетных потерь.

Как все случится на самом деле, пока не ясно: ответ мы получим позже, если до этого вообще дойдет. В России, как известно, власть не любит давать ответы на трудные вопросы, особенно касательно денег, тем более не любит нести за них ответственность.

Но слова Дмитрия Медведева прозвучали достаточно определенно: «Это будет серьезным испытанием для Правительства». Кое-кто разглядел в них даже намек на то, что сама судьба Правительства отныне находится в руках Президента и зависит от эффективности выполнения данных им поручений.

Тема улучшения инвестиционного климата волнует не только Президента, но и премьера.

По словам Владимира Путина, в год в Россию должно приходить не менее 60-70 млрд. долларов прямых зарубежных инвестиций, поскольку резко обострилась борьба за них между интенсивно развивающимися экономиками мира, в том числе и странами – членами БРИК – Бразилией, Индией, Китаем. Правда, в этих странах, в отличие от России, закон является незыблемым правилом для всех, а бюрократия куда лучше справляется со своею управленческой функцией, поскольку знает, что в случае ее нарушения санкции последуют незамедлительно.

В России все обстоит совсем иначе и, к сожалению, не меняется к лучшему. Факты прямого воровства просто поразительны. Недавно они стали предметом внимания первого вице-премьера Правительства Игоря Шувалова. Речь идет о неслыханных средствах, вложенных в строительство дороги на Сколково – место будущего иннограда, своего рода российского инновационного инкубатора.

Правительство выделило на строительство дороги до Сколково огромные деньги – 6 миллиардов рублей, или 200 млн. долларов. Получается фактически больше 1 млрд. рублей на каждый километр из 5-километровой протяженности этой трассы. На эти деньги, потраченные не известно, на что – качество дороги остается отвратительным, – можно построить 300 км от Москвы до Ярославля или до Тулы из чистого золота.

Нигде в мире – ни в развивающемся Китае, ни в богатой Америке, ни в благополучно обустроенной Европе – стоимость одного километра дороги не является такой высокой, хотя качество дорог там вызывает законное восхищение. У нас же, напротив, – столь же законное возмущение. А ведь эта дорога должна бы стать своего рода визитной карточкой современной России. Увы, пока она является визитной карточкой нашей бесхозяйственности и откровенного воровства.

Не случайно сколковский проект уже сегодня вызывает сдержанную иронию и даже откровенные насмешки. «Скольково- скольково?», - интересуются москвичи, слыша об очередных безвозвратно потерянных вложениях.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: «Коммуна», №50 (25678), 06.04.11г.


Возврат к списку