Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Утром 12 апреля 1961 года миллионы советских людей прильнули к радиоприёмникам: Левитан торжественно сообщал миру о запуске на ракете-носителе «Восток» первого человека в космос.
В кабинете главного конструктора Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА) Семена Ариевича Косберга у старенького радиоприёмника «Балтика», затаив вместе со всеми радиослушателями дыхание, сообщение слушали Александр Дмитриевич Конопатов, оставшийся на время отсутствия С.А. Косберга за главного, и ведущие конструкторы предприятия. В эти мгновения они были похожи на миллионы соотечественников, ощущая всеобщее чувство восторга, и в то же время не похожи. Благодаря телефонной спецсвязи, они знали о старте ракеты с Юрой Гагариным на борту ещё до приземления первого космонавта планеты и сообщения Левитана.
Вытянутое в струну время между телефонным звонком и сообщением об успешном приземлении тянулось мучительно долго. Ведь эти люди знали ещё одно: там, на третьей ступени ракеты в трёх метрах от Гагарина, стоит двигатель, созданный их руками, и от его надежной работы зависит жизнь человека. Мысль о том, что от этого полёта зависела судьба предприятий, история государств и всего человечества, придёт уже позже…
Среди людей, слушавших сообщение Левитана в кабинете С.А. Косберга, был Виталий Романович Рубинский, ныне главный конструктор КБХА и один из немногих участников тех событий, продолжающих трудиться на предприятии в наши дни. Накануне полувекового юбилея полёта Гагарина мы попросили его поделиться своими воспоминаниями о триумфе отечественного ракетостроения:
- Я начал работать в ОКБ154 11 апреля 1955 года, – вспоминает Виталий Романович. – Не секрет, что на нашем предприятии трудится много выпускников Харьковского авиационного института. Я тоже закончил ХАИ и вместе с пятью другими выпускниками попал к Семену Ариевичу Косбергу. Это был первый выпуск студентов ХАИ, попавших в ОКБ-154. В то время предприятие начало разрабатывать ракетные двигатели авиационного назначения. В создании первого такого двигателя под названием Д1 я и принял участие.
Под руководством Александра Дмитриевича Конопатова наша бригада занималась разработкой камеры сгорания. С первых же дней я участвовал в выпуске рабочих чертежей. В ходе отработки двигателя на собственном горьком опыте мы узнали, что избранное топливо склонно к детонационному воспламенению и непригодно для использования.
В 1956 году на испытательном стенде, который тогда располагался на территории основной площадки, во время проливки произошел сильный взрыв, который поставил точку в работах по этому направлению.
Какое-то время мы сидели без работы, но благодаря Семену Ариевичу Косбергу, мудрому человеку разумного риска с инициативным, напористым характером, ОКБ-154 в том же 1956 году и в начале 1957 года получило заказы на разработку еще двух ракетных двигателей для самолета и зенитной управляемой ракеты.
По этим работам мы достигли существенных успехов: освоили изготовление двигателей в собственном производстве, получили хорошие параметры в ходе отработки. Тогда-то Сергей Павлович Королев и обратил внимание на наше КБ.
10 февраля 1958 года состоялась известная встреча С.П. Королева с С.А. Косбергом. На ней было принято решение о том, что ОКБ-1 и ОКБ-154 совместно разработают ракетный двигатель третьей ступени для обеспечения достижения второй космической скорости и полета к Луне.
Разработка двигателя поручалась нашему предприятию. А камерой сгорания к нему взяли камеру, разработанную в ОКБ-1 под руководством Михаила Васильевича Мельникова. За семь месяцев практически с нуля двигатель РД-0105 был подготовлен к первому полету в сентябре 1958 года.
А 2 января 1959 года состоялся запуск трехступенчатой ракеты Р-7 в сторону Луны. Это был первый успех нашего предприятия в ракетном двигателестроении. В то же время двойственное положение, когда за двигатель отвечали два КБ, не устраивало Семена Ариевича.
Ситуация разрешилась следующим образом. В 1958 году наше предприятие получило заказ от ОКБ-1 на разработку четырехкамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0106 для боевой ракеты Р-9. Разработку предполагалось осуществить по той же схеме: в кооперации с отделом М.В. Мельникова.
Но С.А. Косберг на свой страх и риск принял решение о том, что без широкой огласки мы должны разработать нашу собственную камеру сгорания. Фактически мы, таким образом, нарушали постановление ЦК КПСС и Совета Министров, где черным по белому было написано о том, что камеры делает ОКБ-1.
Мне довелось возглавить эти работы. Они развернулись с невероятной энергией и активностью. Приходилось работать до 9-10 часов вечера, а иногда и позже. При этом конструкторы, производственники и испытатели работали единой командой, которую возглавлял Семен Ариевич.
К середине 1959 года после преодоления ряда сложных технических проблем мы поняли, что имеем камеру сгорания, не уступающую камере Мельникова, и даже превосходящую ее.
Когда дело дошло до поставки первого макета двигателя РД-0106 головному разработчику из ОКБ-1, в ящиках нам привезли четыре камеры разработки М.В. Мельникова. Однако Семен Ариевич дал распоряжение: ящики не открывать, а на макет двигателя поставить наши камеры.
Для знакомства с новым двигателем в ОКБ-1 собрались ведущие специалисты и руководители во главе с Сергеем Павловичем. Когда ящик открыли, произошла немая сцена, при которой я присутствовал. Придя в себя, больше всего возмущался, конечно, М.В. Мельников.
Было высказано много бранных слов в адрес ОКБ-154.
Однако С.П. Королев проявил сдержанность, осмотрел двигатель, а потом отвел Семена Ариевича и немного пошептался с ним. Как и во многих других случаях, С.П. Королев проявил мудрость, оставив наши камеры. И не только потому, что они были легче, чем у М.В. Мельникова, а также выгодно отличались по энергетическим характеристикам, но и потому, что понимал: за двигатель должен отвечать один разработчик, на нем вся ответственность, с него и будет весь спрос.
Тогда и появилась идея, чтобы взять двигатель с нашей камерой для полета человека в космос, о чем С.А. Косберг доложил С.П. Королеву. После большого объема работ, в ходе которых мы доказали надежность и наличие требуемых энергетических характеристик, Королев согласился использовать для запуска человека двигатель РД-0109, полностью созданный на нашем предприятии.
После этого решения конструкторская документация на изготовление камеры была передана на Воронежский механический завод. С двигателем РД-0109 №17 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» совершил полет в космос первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
С этими двигателями были успешно осуществлены все запуски одноместных космических кораблей «Восток» с космонавтами Г.С. Титовым, В.Ф. Быковским, П.Р. Поповичем, В.В. Терешковой и др.
Была также успешно завершена отработка двигателя РД0106, и межконтинентальную баллистическую ракету Р-9 приняли на вооружение.
В начале-середине 60-х годов наше предприятие подключилось к созданию целого ряда ракетных двигателей как стратегического, так и космического назначения.
В должности ведущего конструктора по камерам сгорания я принял участие в разработке ракетных двигателей для ракет УР-200 и УР-500 главного конструктора Владимира Николаевича Челомея, позже – для его же ракеты УР-100, а в 1965 году был назначен на должность начальника отдела по разработке ядерного ракетного двигателя РД-0410.
Конечно, эти и последующие работы с конструкторской точки зрения были более сложными и не менее интересными, чем создание двигателя для гагаринского корабля. Каждый успешно завершенный проект дорог сердцу, но полет Юрия Гагарина в космос, действительно, стал триумфом отечественной ракетостроительной отрасли и нашего предприятия в частности.
В настоящее время Виталий Романович Рубинский в должности главного конструктора продолжает руководить работами по созданию камер сгорания для новых ракетных двигателей, а их по нынешним меркам немало.
О текущих работах КБ рассказал генеральный директор – генеральный конструктор Владимир Сергеевич Рачук:
- Пожалуй, на сегодня мы единственное КБ в мире, параллельно создающее новые ракетные двигатели сразу для четырех перспективных ракет-носителей. В настоящее время завершаются межведомственные испытания нового ракетного двигателя РД-0124. Они знаменуют собой последний этап передачи созданного двигателя в серийное производство.
В составе третьей ступени модернизированной ракеты «Союз-2-1б», которую разрабатывает «ЦСКБ-Прогресс», двигатель РД-0124 уже прошел летно-конструкторские испытания с выводом дорогостоящих спутников зарубежного и российского производства в космос.
Четвертый пуск состоялся 26 февраля 2011 года и обеспечил вывод на орбиту первого спутника нового поколения «Глонасс-К», который пополнил группировку космических аппаратов отечественной системы глобальной навигации. Этот же двигатель будет использоваться для запусков ракеты «Союз-CT-б» по совместной программе с Францией с космодрома Куру во французской Гвиане.
Могу сказать прямо: у американцев двигателя аналогичного класса с такими же высокими характеристиками нет, не случайно они уже изъявили желание покупать его у нас.
Еще один двигатель РД0124А найдет применение на перспективной ракете «Ангара», разработчиком которой выступает Космический центр им. М.В. Хруничева. Эту ракету начнут запускать с космодрома в Плесецке в 2013 году.
КБХА также ведет работы по созданию перспективных кислородно-водородных двигателей. С этой целью на предприятии введен в строй комплекс по производству жидкого водорода. Благодаря нему на протяжении последних лет проводятся огневые испытания нового кислородно-водородного ракетного двигателя РД-0146, впервые в России спроектированного по высоконадежной схеме без газогенератора. Он найдет применение в составе разгонного блока тяжелого класса на ракетеносителе «Ангара».
Связка из четырех таких двигателей также будет использоваться на второй ступени новой ракеты «Русь-М», создаваемой в «ЦСКБ-Прогресс» для строящегося космодрома Восточный.
Наконец, в тесном содружестве с Воронежским механическим заводом ведется отработка нового рулевого ракетного двигателя РД-0110Р для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разрабатываемой «ЦСКБ-Прогресс».
Сейчас мы вышли на этап проведения автономных огневых испытаний двигателя. Причем по утвержденной программе первый пуск новой ракеты должен состояться уже в этом году.
Есть немало проектов, которые станут заделом на годы вперед. Совместно с Космическим центром им. М.В. Хруничева сейчас мы рассматриваем вариант создания ракетного двигателя на сжиженном природном газе. Это дешевое, экологически чистое и удобное в использовании топливо. Такой двигатель может найти применение на многоразовой ракетно-космической системе.
Не забыта и идея полета на Марс.
Для ее осуществления нужно решить две большие задачи: вынести за пределы земного тяготения на орбиту полезный груз весом около 700 тонн. Без мощной ракеты и мощных двигателей этого не сделаешь. В свете этой задачи сегодня мы переиздаем документацию на наш знаменитый двигатель РД-0120 тягой 200 тонн, который в конце 80-х годов обеспечил успешные пуски комплекса «Энергия-Буран».
Что касается самого полета к Марсу, там – в космосе – понадобятся совершенно иные двигатели. Например, электроракетные, использующие ядерную энергию. Являясь создателями единственного в стране ядерного ракетного двигателя, мы присматриваемся и к этим работам.
Возвращаясь в памяти к первым шагам нашей космонавтики, могу привести один интересный факт.
Когда С.П. Королеву потребовалась третья ступень и двигатель для нее, чтобы осуществить первые полеты к Луне и потом запустить человека, некоторые известные советские КБ, узнав о сжатых сроках, отказались браться за такую работу, а воронежцы во главе с Косбергом не побоялись: взяли и сделали!
Сегодня в КБХА продолжает трудиться несколько десятков человек, причастных к созданию «гагаринского» двигателя. Чести и славы достойны не только они, но и все ветераны нашего предприятия, а также родственного нам Воронежского механического завода. Их умение не бояться сложных задач, реализовывать смелые решения и выполнять заказ Родины сегодня берет на вооружение наша молодежь.
Автор: Александр Кажикин
Источник: «Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г.