Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Звёздные старты КБХА

12.04.2011

Сегодня – День космонавтики | | Воронежское КБ – единственное в мире, параллельно создающее новые ракетные двигатели сразу для четырёх перспективных ракет-носителей

Утром 12 апреля 1961 года миллионы советских людей прильнули к радиоприёмникам: Левитан торжественно сообщал миру о запуске на ракете-носителе «Восток» первого человека в космос.

В кабинете главного конструктора Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА) Семена Ариевича Косберга у старенького радиоприёмника «Балтика», затаив вместе со всеми радиослушателями дыхание, сообщение слушали Александр Дмитриевич Конопатов, оставшийся на время отсутствия С.А. Косберга за главного, и ведущие конструкторы предприятия. В эти мгновения они были похожи на миллионы соотечественников, ощущая всеобщее чувство восторга, и в то же время не похожи. Благодаря телефонной спецсвязи, они знали о старте ракеты с Юрой Гагариным на борту ещё до приземления первого космонавта планеты и сообщения Левитана.

Вытянутое в струну время между телефонным звонком и сообщением об успешном приземлении тянулось мучительно долго. Ведь эти люди знали ещё одно: там, на третьей ступени ракеты в трёх метрах от Гагарина, стоит двигатель, созданный их руками, и от его надежной работы зависит жизнь человека. Мысль о том, что от этого полёта зависела судьба предприятий, история государств и всего человечества, придёт уже позже…


Кинокадр съёмки заседания Государственной комиссии, принимающей окончательное решение о запуске Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.
Первый слева – главный конструктор ОКБ-154 (ныне КБХА) С.А. Косберг.

Среди людей, слушавших сообщение Левитана в кабинете С.А. Косберга, был Виталий Романович Рубинский, ныне главный конструктор КБХА и один из немногих участников тех событий, продолжающих трудиться на предприятии в наши дни. Накануне полувекового юбилея полёта Гагарина мы попросили его поделиться своими воспоминаниями о триумфе отечественного ракетостроения:

- Я начал работать в ОКБ154 11 апреля 1955 года, – вспоминает Виталий Романович. – Не секрет, что на нашем предприятии трудится много выпускников Харьковского авиационного института. Я тоже закончил ХАИ и вместе с пятью другими выпускниками попал к Семену Ариевичу Косбергу. Это был первый выпуск студентов ХАИ, попавших в ОКБ-154. В то время предприятие начало разрабатывать ракетные двигатели авиационного назначения. В создании первого такого двигателя под названием Д1 я и принял участие.

Под руководством Александра Дмитриевича Конопатова наша бригада занималась разработкой камеры сгорания. С первых же дней я участвовал в выпуске рабочих чертежей. В ходе отработки двигателя на собственном горьком опыте мы узнали, что избранное топливо склонно к детонационному воспламенению и непригодно для использования.

В 1956 году на испытательном стенде, который тогда располагался на территории основной площадки, во время проливки произошел сильный взрыв, который поставил точку в работах по этому направлению.

Какое-то время мы сидели без работы, но благодаря Семену Ариевичу Косбергу, мудрому человеку разумного риска с инициативным, напористым характером, ОКБ-154 в том же 1956 году и в начале 1957 года получило заказы на разработку еще двух ракетных двигателей для самолета и зенитной управляемой ракеты.

По этим работам мы достигли существенных успехов: освоили изготовление двигателей в собственном производстве, получили хорошие параметры в ходе отработки. Тогда-то Сергей Павлович Королев и обратил внимание на наше КБ.

10 февраля 1958 года состоялась известная встреча С.П. Королева с С.А. Косбергом. На ней было принято решение о том, что ОКБ-1 и ОКБ-154 совместно разработают ракетный двигатель третьей ступени для обеспечения достижения второй космической скорости и полета к Луне.


Ракетный двигатель РД-0109 для ракеты Гагарина «Восток»
. Разработан, произведён и собран в КБХА с камерой сгорания изготовления ВМЗ.

Разработка двигателя поручалась нашему предприятию. А камерой сгорания к нему взяли камеру, разработанную в ОКБ-1 под руководством Михаила Васильевича Мельникова. За семь месяцев практически с нуля двигатель РД-0105 был подготовлен к первому полету в сентябре 1958 года.

А 2 января 1959 года состоялся запуск трехступенчатой ракеты Р-7 в сторону Луны. Это был первый успех нашего предприятия в ракетном двигателестроении. В то же время двойственное положение, когда за двигатель отвечали два КБ, не устраивало Семена Ариевича.

Ситуация разрешилась следующим образом. В 1958 году наше предприятие получило заказ от ОКБ-1 на разработку четырехкамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0106 для боевой ракеты Р-9. Разработку предполагалось осуществить по той же схеме: в кооперации с отделом М.В. Мельникова.

Но С.А. Косберг на свой страх и риск принял решение о том, что без широкой огласки мы должны разработать нашу собственную камеру сгорания. Фактически мы, таким образом, нарушали постановление ЦК КПСС и Совета Министров, где черным по белому было написано о том, что камеры делает ОКБ-1.

Мне довелось возглавить эти работы. Они развернулись с невероятной энергией и активностью. Приходилось работать до 9-10 часов вечера, а иногда и позже. При этом конструкторы, производственники и испытатели работали единой командой, которую возглавлял Семен Ариевич.


24 июня 1961 года. Москва. Кремль. После вручения государственных наград. Сидят слева направо: 1-й – С.А. Косберг,
 6-й – С.П. Королев, 7-й – Л.И. Брежнев, 8-й – Д.Ф. Устинов. Стоит 3-й слева – И.И. Абрамов.

К середине 1959 года после преодоления ряда сложных технических проблем мы поняли, что имеем камеру сгорания, не уступающую камере Мельникова, и даже превосходящую ее.

Когда дело дошло до поставки первого макета двигателя РД-0106 головному разработчику из ОКБ-1, в ящиках нам привезли четыре камеры разработки М.В. Мельникова. Однако Семен Ариевич дал распоряжение: ящики не открывать, а на макет двигателя поставить наши камеры.

Для знакомства с новым двигателем в ОКБ-1 собрались ведущие специалисты и руководители во главе с Сергеем Павловичем. Когда ящик открыли, произошла немая сцена, при которой я присутствовал. Придя в себя, больше всего возмущался, конечно, М.В. Мельников.

Было высказано много бранных слов в адрес ОКБ-154.

Однако С.П. Королев проявил сдержанность, осмотрел двигатель, а потом отвел Семена Ариевича и немного пошептался с ним. Как и во многих других случаях, С.П. Королев проявил мудрость, оставив наши камеры. И не только потому, что они были легче, чем у М.В. Мельникова, а также выгодно отличались по энергетическим характеристикам, но и потому, что понимал: за двигатель должен отвечать один разработчик, на нем вся ответственность, с него и будет весь спрос.

Тогда и появилась идея, чтобы взять двигатель с нашей камерой для полета человека в космос, о чем С.А. Косберг доложил С.П. Королеву. После большого объема работ, в ходе которых мы доказали надежность и наличие требуемых энергетических характеристик, Королев согласился использовать для запуска человека двигатель РД-0109, полностью созданный на нашем предприятии.

После этого решения конструкторская документация на изготовление камеры была передана на Воронежский механический завод. С двигателем РД-0109 №17 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» совершил полет в космос первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

С этими двигателями были успешно осуществлены все запуски одноместных космических кораблей «Восток» с космонавтами Г.С. Титовым, В.Ф. Быковским, П.Р. Поповичем, В.В. Терешковой и др.

Была также успешно завершена отработка двигателя РД0106, и межконтинентальную баллистическую ракету Р-9 приняли на вооружение.

В начале-середине 60-х годов наше предприятие подключилось к созданию целого ряда ракетных двигателей как стратегического, так и космического назначения.

В должности ведущего конструктора по камерам сгорания я принял участие в разработке ракетных двигателей для ракет УР-200 и УР-500 главного конструктора Владимира Николаевича Челомея, позже – для его же ракеты УР-100, а в 1965 году был назначен на должность начальника отдела по разработке ядерного ракетного двигателя РД-0410.

Конечно, эти и последующие работы с конструкторской точки зрения были более сложными и не менее интересными, чем создание двигателя для гагаринского корабля. Каждый успешно завершенный проект дорог сердцу, но полет Юрия Гагарина в космос, действительно, стал триумфом отечественной ракетостроительной отрасли и нашего предприятия в частности.


Современное оборудование КБХА на службе ракетостроения. фото Александра Хомякова.

В настоящее время Виталий Романович Рубинский в должности главного конструктора продолжает руководить работами по созданию камер сгорания для новых ракетных двигателей, а их по нынешним меркам немало.

О текущих работах КБ рассказал генеральный директор – генеральный конструктор Владимир Сергеевич Рачук:

- Пожалуй, на сегодня мы единственное КБ в мире, параллельно создающее новые ракетные двигатели сразу для четырех перспективных ракет-носителей. В настоящее время завершаются межведомственные испытания нового ракетного двигателя РД-0124. Они знаменуют собой последний этап передачи созданного двигателя в серийное производство.

В составе третьей ступени модернизированной ракеты «Союз-2-1б», которую разрабатывает «ЦСКБ-Прогресс», двигатель РД-0124 уже прошел летно-конструкторские испытания с выводом дорогостоящих спутников зарубежного и российского производства в космос.

Четвертый пуск состоялся 26 февраля 2011 года и обеспечил вывод на орбиту первого спутника нового поколения «Глонасс-К», который пополнил группировку космических аппаратов отечественной системы глобальной навигации. Этот же двигатель будет использоваться для запусков ракеты «Союз-CT-б» по совместной программе с Францией с космодрома Куру во французской Гвиане.

Могу сказать прямо: у американцев двигателя аналогичного класса с такими же высокими характеристиками нет, не случайно они уже изъявили желание покупать его у нас.

Еще один двигатель РД0124А найдет применение на перспективной ракете «Ангара», разработчиком которой выступает Космический центр им. М.В. Хруничева. Эту ракету начнут запускать с космодрома в Плесецке в 2013 году.

КБХА также ведет работы по созданию перспективных кислородно-водородных двигателей. С этой целью на предприятии введен в строй комплекс по производству жидкого водорода. Благодаря нему на протяжении последних лет проводятся огневые испытания нового кислородно-водородного ракетного двигателя РД-0146, впервые в России спроектированного по высоконадежной схеме без газогенератора. Он найдет применение в составе разгонного блока тяжелого класса на ракетеносителе «Ангара».

Связка из четырех таких двигателей также будет использоваться на второй ступени новой ракеты «Русь-М», создаваемой в «ЦСКБ-Прогресс» для строящегося космодрома Восточный.

Наконец, в тесном содружестве с Воронежским механическим заводом ведется отработка нового рулевого ракетного двигателя РД-0110Р для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разрабатываемой «ЦСКБ-Прогресс».

Сейчас мы вышли на этап проведения автономных огневых испытаний двигателя. Причем по утвержденной программе первый пуск новой ракеты должен состояться уже в этом году.

Есть немало проектов, которые станут заделом на годы вперед. Совместно с Космическим центром им. М.В. Хруничева сейчас мы рассматриваем вариант создания ракетного двигателя на сжиженном природном газе. Это дешевое, экологически чистое и удобное в использовании топливо. Такой двигатель может найти применение на многоразовой ракетно-космической системе.

Не забыта и идея полета на Марс.

Для ее осуществления нужно решить две большие задачи: вынести за пределы земного тяготения на орбиту полезный груз весом около 700 тонн. Без мощной ракеты и мощных двигателей этого не сделаешь. В свете этой задачи сегодня мы переиздаем документацию на наш знаменитый двигатель РД-0120 тягой 200 тонн, который в конце 80-х годов обеспечил успешные пуски комплекса «Энергия-Буран».

Что касается самого полета к Марсу, там – в космосе – понадобятся совершенно иные двигатели. Например, электроракетные, использующие ядерную энергию. Являясь создателями единственного в стране ядерного ракетного двигателя, мы присматриваемся и к этим работам.

Возвращаясь в памяти к первым шагам нашей космонавтики, могу привести один интересный факт.

Когда С.П. Королеву потребовалась третья ступень и двигатель для нее, чтобы осуществить первые полеты к Луне и потом запустить человека, некоторые известные советские КБ, узнав о сжатых сроках, отказались браться за такую работу, а воронежцы во главе с Косбергом не побоялись: взяли и сделали!

Сегодня в КБХА продолжает трудиться несколько десятков человек, причастных к созданию «гагаринского» двигателя. Чести и славы достойны не только они, но и все ветераны нашего предприятия, а также родственного нам Воронежского механического завода. Их умение не бояться сложных задач, реализовывать смелые решения и выполнять заказ Родины сегодня берет на вооружение наша молодежь.

Автор: Александр Кажикин

Источник: «Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г.


Возврат к списку