Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Транспортный Ан-148 разбился 5 марта в центре села Гарбузово Алексеевского района Белгородской области во время тренировочного полета. Машина готовилась к передаче ВВС Мьянмы по контракту между Правительством этого государства и Российской объединенной авиастроительной корпорацией.
В результате катастрофы погибли все шесть человек, находившиеся на борту: летчик-испытатель ВАСО Юрий Зубрицкий, штурман Владимир Ясько, инженеры Александр Королев и Анатолий Самошкин, а также два пилота ВВС Мьянмы - Тейн Лин Аунг (Htein Lin Aung) и Зау Хтун Аунг (Zaw Htun Aung).
Люди всегда пытались покорить небо. Когда сто с небольшим лет назад первый аппарат с мотором взмыл над землей, это стало реальностью. С тех пор существенно изменилась техническая база авиации, без воздушного флота уже невозможно представить систему транспортных магистралей. Но степень опасности профессии летчика-испытателя от этого меньше не стала.
Вера Ясько бережно хранит дневники, фотографии и рисунки мужа. Мало кто знает, но Владимир Иванович всегда неплохо рисовал, тонко чувствовал меру гармонии. У него был прекрасный музыкальный слух – играл на гитаре, аккордеоне, фортепиано, ударных инструментах. Терпеть не мог фальши ни в музыке, ни в жизни. При этом сам редко музицировал в компаниях, на людях, поскольку знал, что в этом он не профессионал, а делать что-то кое-как не любил. И не делал.
Еще в годы учебы в Челябинском высшем военном авиационном Краснознаменном училище штурманов Владимир Ясько выгодно отличался от своих сверстников. Он увлеченно занимался спортом, играл в оркестре, отлично учился, прыгал с парашютом – и ребята тянулись за ним и к нему.
Звание полковника, кстати, он получил первым из курсантов выпуска – в 34 года.
Это неуемное стремление к совершенству породило в нем массу талантов. За что бы ни брался Владимир Ясько - все удивительным образом у него получалось, будь то игра в шахматы, бильярд, теннис, хоккей, полеты на планере… Неприхотливый в жизни, он не мог позволить себе пользоваться некачественным инструментарием и снаряжением. Его профессиональный кий навсегда останется памятным экспонатом в одном из бильярдных клубов.
Зимой ходил на лыжах. В какой-то момент, поняв, что достиг и здесь определенного уровня, увлекся горными лыжами. Ездил кататься в Турцию, Болгарию, Польшу, Приэльбрусье… Получил сертификат инструктора по горным лыжам.
В 35 лет решил выучить английский. В то время это было не так легко – пособия и самоучители почти не продавали. Но нерешаемых задач для Владимира Ивановича не было. Сказано-сделано. Все свободные минуты он проводил в наушниках, все ковры обклеил листочками с незнакомыми словами. И – выучил.
Любил небо, но отдыхать предпочитал на воде. В молодости страстно увлекся парусным спортом и в короткие сроки стал классным яхтсменом, даже участвовал в гонках «Волга».
Когда удавалось провести отпуск на морском побережье, находил возможность выйти в море на яхте. Его прельщало ощущение полета и безраздельного обладания стихией. Владимир Иванович немного не успел достроить свою яхту…
Мало кто мог сравниться с ним и в знании компьютерных технологий. Все новинки моментально оказывались в его кабинете, но как только были изучены, освоены, сразу же передавались в дар друзьям, родственникам, соседям. И если видел хоть толику заинтересованности, становился терпеливым учителем и наставником.
Небо любил интуитивно и безрассудно. Любил летать на самолетах, вертолетах, планерах. Испытывал при этом несказанную радость. И радостью этой непременно делился с близкими, друзьями, знакомыми. Всех с удовольствием знакомил с ощущениями полета, заражал любовью к небу.
Планеризмом увлекся еще в молодости. Сначала летал в Казани, Подмосковье, в Липецкой области, позже стал инструктором в планерном клубе в Новоусманском районе Воронежской области. В планеризме добился определенных высот. Старался участвовать в любых соревнованиях – объездил всю Россию, был во Франции, собирался весной попасть на соревнования в Германии…
Владимир Иванович Ясько просто «болел небом». Бесконечно добрый, радушный и приветливый человек. Он жил полетом, летал ради безграничного чувства свободы. Он мог ВСЕ, стоило ему только захотеть.
Занимаясь планеризмом, он также продолжал стремиться к совершенству. Любил летать на довольно сложном типе планера «Янтарь Standart 2B». Далеко не каждый летчик был к этому готов. Длиннокрылый красавец весьма строптив и суров, отличный паритель, но, как необъезженный конь, очень сложен в управлении на взлете и посадке. Владимир Иванович сумел его обуздать.
Он был Летчиком с большой буквы, небо было его родным домом. Очень хорошо чувствовал технику и воздушную стихию. Был отличным парителем, любил свое дело и получал от этого огромное удовольствие.
Один из его учеников Антон Пермяков, вспоминает, что инструктором Владимир был терпеливым и понимающим, способным донести свою мысль и объяснить так, чтобы это навсегда врезалось в память. С ним не было страшно, он очень хорошо чувствовал своего обучаемого и понимал, в какой момент ему можно доверить управление, а в какой, не стоит. Никогда не терял самообладание, в какой бы сложной ситуации порой ни приходилось оказаться. Он просто делал свое дело, делал так, как считал возможным.
Одна из последних его идей – купить собственный самолет. Чтобы с дачного участка можно было летать, куда захочешь.
- Когда Володе исполнилось пятьдесят, я подарила ему картину с изображением парящего в небе самолета, - вспоминает жена Вера. – Ведь там он проводил гораздо больше времени, чем на земле, с нами. Я старалась не задумываться о том, что работа штурмана-испытателя опасна. Никогда не думала, что Владимир, такой опытный и знающий специалист, может с чем-то не справиться. Он ведь так много самолетов на своем веку испытал. Его отец, Иван Владимирович, участник войны, полковник в отставке, всегда гордился своим сыном, гордился тем, что делом своей жизни Володя выбрал профессию офицера, продолжил военную династию.
Последние 18 лет летчик-инструктор, спортсмен-планерист, мастер спорта СССР по планерному спорту, Заслуженный штурман-испытатель РФ, полковник запаса Владимир Ясько испытывал самолеты, выпускаемые Воронежским акционерным самолетостроительным обществом.
Владимир Ясько прожил немного – всего 57 лет. Но жизнь его была яркой и насыщенной. Говорят, что можно вполне сносно прожить жизнь, не найдя ни себя, ни своего дела. Можно найти свое призвание, но – с опозданием.
Жизнь Владимира Ясько прошла под знаком осознанной цели и складывалась как неизбежное осуществление задуманных желаний, как вдохновенное самоутверждение. Вот почему она вызывает восхищение. Восхищение и простительную зависть…
Сергей Клюев, тренер сборной России по планерному спорту:
- Я познакомился с Володей в начале 2000-х на сборах сборной команды России по планерному спорту в г. Орёл. Мы сразу подружились, начали летать «парой». Несколько раз Володя приезжал ко мне в Казань участвовать в чемпионате России. Это был человек фантастического оптимизма, жизнерадостности и энергии. Он не был похож на человека, которому уже за 50. Я мало встречал в жизни таких людей, как Володя. У таких, как он, не бывает врагов, такие люди выше мирской суеты и мелочных конфликтов.
Он давно приглашал к себе на дачу, и наконец в августе прошлого года мне удалось приехать к нему в гости. Огромный сад, баня, настольный теннис, уютный и обустроенный дом. Молодец Вовка, настоящий мужик, хозяин, счастливые и влюбленные глаза жены Веры, завидую по-доброму. Весь вечер сидели, обсуждали планы на будущее, перспективы организации планерного аэроклуба в Воронежской области...
Накануне, 4 марта, мы разговаривали по телефону, обсуждали его участие в Чемпионате России в Казани… Не хочется верить, что его уже нет!
Вспоминаются слова Высоцкого: «Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному, еще один ушел во тьму, не поздоровилось ему…»
Владимир, крестник:
- Дядя Вова для меня был, как Гагарин. То же добродушие, понимание, открытость. Он для меня был образцом.
Александр Стешкин, однокурсник:
- Я учился с Владимиром в Челябинском ВВАКУШ в 1970-1974 годы в одном отделении. Это был целеустремленный товарищ, который постоянно тянулся к новым знаниям. Училище закончил с красным дипломом, после чего мы начали службу в Барнаульском ВВАУЛ . Он всегда очень хотел уйти на испытательскую работу, любил прыгать с парашютом. Своей цели добился. Это был человек, фанатически влюбленный в Авиацию.
Хочется сказать спасибо его семье, которая всегда поддерживала в достижении поставленных целей. В конце марта собирался с женой Верой приехать в гости, но не получилось. До сих пор не верится, что его с нами нет. Очень жаль, что так случилось. Но он ушел от нас как истинный авиатор.
Александр Тамошин, однокурсник:
- Летный состав не погибает. Они улетают и обязательно вернутся. Спасибо вам, что помните наших друзей!
Владимир Сабуров, однокурсник:
- Познакомились мы с Вовкой в августе 1970 года. Вместе были «художниками», ведь в курсантских казармах нет нянек, всё делали сами: и штукатурили, и белили, и мыли, и рисовали. Была у нас одна слабость – парашютные прыжки. Но мы ведь не десантники, у нас два прыжка в год, и всё. Вовка с кем-то договорился, и стали мы рисовать по принципу «одно наглядное пособие - один прыжок». Так, к выпуску мы имели около двадцати пяти прыжков.
А вообще, конечно, тяжело писать об этом, хотя Володя не первый, кто погиб в нашем отделении. Но это профессия, которую мы выбрали сами, которой гордимся и любим.
Анатолий Устюжанин, однокурсник:
- Стихотворение из поэтического сборника Хамида Валиулина выпускника ЧВВАКУШ 1974 года «Судьба нам летная досталась», посвященное памяти майора В.А. Баранова, очень точно отражает чувство и состояние от утраты Володи Ясько.
Самоотверженная любовь к профессии авиационного штурмана всегда отличала Володю Ясько. «Дерзать!» - был его девиз. Володя с нами. Просто он еще не вернулся из полета под названием «Вечность».
Марина КАЛИНИНА
Источник: «Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г.