Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Ушли в вечность по облакам

12.04.2011

Память | Завтра сорок дней со дня трагической гибели экипажа Ан-148. Все были талантливыми летчиками, незаурядными личностями. Сегодня мы расскажем об одном из них – Владимире Ясько

Транспортный Ан-148 разбился 5 марта в центре села Гарбузово Алексеевского района Белгородской области во время тренировочного полета. Машина готовилась к передаче ВВС Мьянмы по контракту между Правительством этого государства и Российской объединенной авиастроительной корпорацией.

В результате катастрофы погибли все шесть человек, находившиеся на борту: летчик-испытатель ВАСО Юрий Зубрицкий, штурман Владимир Ясько, инженеры Александр Королев и Анатолий Самошкин, а также два пилота ВВС Мьянмы - Тейн Лин Аунг (Htein Lin Aung) и Зау Хтун Аунг (Zaw Htun Aung).

Люди всегда пытались покорить небо. Когда сто с небольшим лет назад первый аппарат с мотором взмыл над землей, это стало реальностью. С тех пор существенно изменилась техническая база авиации, без воздушного флота уже невозможно представить систему транспортных магистралей. Но степень опасности профессии летчика-испытателя от этого меньше не стала.

Вера Ясько бережно хранит дневники, фотографии и рисунки мужа. Мало кто знает, но Владимир Иванович всегда неплохо рисовал, тонко чувствовал меру гармонии. У него был прекрасный музыкальный слух – играл на гитаре, аккордеоне, фортепиано, ударных инструментах. Терпеть не мог фальши ни в музыке, ни в жизни. При этом сам редко музицировал в компаниях, на людях, поскольку знал, что в этом он не профессионал, а делать что-то кое-как не любил. И не делал.

Еще в годы учебы в Челябинском высшем военном авиационном Краснознаменном училище штурманов Владимир Ясько выгодно отличался от своих сверстников. Он увлеченно занимался спортом, играл в оркестре, отлично учился, прыгал с парашютом – и ребята тянулись за ним и к нему.

Звание полковника, кстати, он получил первым из курсантов выпуска – в 34 года.

Это неуемное стремление к совершенству породило в нем массу талантов. За что бы ни брался Владимир Ясько - все удивительным образом у него получалось, будь то игра в шахматы, бильярд, теннис, хоккей, полеты на планере… Неприхотливый в жизни, он не мог позволить себе пользоваться некачественным инструментарием и снаряжением. Его профессиональный кий навсегда останется памятным экспонатом в одном из бильярдных клубов.

Зимой ходил на лыжах. В какой-то момент, поняв, что достиг и здесь определенного уровня, увлекся горными лыжами. Ездил кататься в Турцию, Болгарию, Польшу, Приэльбрусье… Получил сертификат инструктора по горным лыжам.

В 35 лет решил выучить английский. В то время это было не так легко – пособия и самоучители почти не продавали. Но нерешаемых задач для Владимира Ивановича не было. Сказано-сделано. Все свободные минуты он проводил в наушниках, все ковры обклеил листочками с незнакомыми словами. И – выучил.

Любил небо, но отдыхать предпочитал на воде. В молодости страстно увлекся парусным спортом и в короткие сроки стал классным яхтсменом, даже участвовал в гонках «Волга».

Когда удавалось провести отпуск на морском побережье, находил возможность выйти в море на яхте. Его прельщало ощущение полета и безраздельного обладания стихией. Владимир Иванович немного не успел достроить свою яхту…

Мало кто мог сравниться с ним и в знании компьютерных технологий. Все новинки моментально оказывались в его кабинете, но как только были изучены, освоены, сразу же передавались в дар друзьям, родственникам, соседям. И если видел хоть толику заинтересованности, становился терпеливым учителем и наставником.

Небо любил интуитивно и безрассудно. Любил летать на самолетах, вертолетах, планерах. Испытывал при этом несказанную радость. И радостью этой непременно делился с близкими, друзьями, знакомыми. Всех с удовольствием знакомил с ощущениями полета, заражал любовью к небу.

Планеризмом увлекся еще в молодости. Сначала летал в Казани, Подмосковье, в Липецкой области, позже стал инструктором в планерном клубе в Новоусманском районе Воронежской области. В планеризме добился определенных высот. Старался участвовать в любых соревнованиях – объездил всю Россию, был во Франции, собирался весной попасть на соревнования в Германии…

Владимир Иванович Ясько просто «болел небом». Бесконечно добрый, радушный и приветливый человек. Он жил полетом, летал ради безграничного чувства свободы. Он мог ВСЕ, стоило ему только захотеть.

Занимаясь планеризмом, он также продолжал стремиться к совершенству. Любил летать на довольно сложном типе планера «Янтарь Standart 2B». Далеко не каждый летчик был к этому готов. Длиннокрылый красавец весьма строптив и суров, отличный паритель, но, как необъезженный конь, очень сложен в управлении на взлете и посадке. Владимир Иванович сумел его обуздать.

Он был Летчиком с большой буквы, небо было его родным домом. Очень хорошо чувствовал технику и воздушную стихию. Был отличным парителем, любил свое дело и получал от этого огромное удовольствие.

Один из его учеников Антон Пермяков, вспоминает, что инструктором Владимир был терпеливым и понимающим, способным донести свою мысль и объяснить так, чтобы это навсегда врезалось в память. С ним не было страшно, он очень хорошо чувствовал своего обучаемого и понимал, в какой момент ему можно доверить управление, а в какой, не стоит. Никогда не терял самообладание, в какой бы сложной ситуации порой ни приходилось оказаться. Он просто делал свое дело, делал так, как считал возможным.

Одна из последних его идей – купить собственный самолет. Чтобы с дачного участка можно было летать, куда захочешь.

- Когда Володе исполнилось пятьдесят, я подарила ему картину с изображением парящего в небе самолета, - вспоминает жена Вера. – Ведь там он проводил гораздо больше времени, чем на земле, с нами. Я старалась не задумываться о том, что работа штурмана-испытателя опасна. Никогда не думала, что Владимир, такой опытный и знающий специалист, может с чем-то не справиться. Он ведь так много самолетов на своем веку испытал. Его отец, Иван Владимирович, участник войны, полковник в отставке, всегда гордился своим сыном, гордился тем, что делом своей жизни Володя выбрал профессию офицера, продолжил военную династию.

Последние 18 лет летчик-инструктор, спортсмен-планерист, мастер спорта СССР по планерному спорту, Заслуженный штурман-испытатель РФ, полковник запаса Владимир Ясько испытывал самолеты, выпускаемые Воронежским акционерным самолетостроительным обществом.

Владимир Ясько прожил немного – всего 57 лет. Но жизнь его была яркой и насыщенной. Говорят, что можно вполне сносно прожить жизнь, не найдя ни себя, ни своего дела. Можно найти свое призвание, но – с опозданием.

Жизнь Владимира Ясько прошла под знаком осознанной цели и складывалась как неизбежное осуществление задуманных желаний, как вдохновенное самоутверждение. Вот почему она вызывает восхищение. Восхищение и простительную зависть…

Сергей Клюев, тренер сборной России по планерному спорту:

- Я познакомился с Володей в начале 2000-х на сборах сборной команды России по планерному спорту в г. Орёл. Мы сразу подружились, начали летать «парой». Несколько раз Володя приезжал ко мне в Казань участвовать в чемпионате России. Это был человек фантастического оптимизма, жизнерадостности и энергии. Он не был похож на человека, которому уже за 50. Я мало встречал в жизни таких людей, как Володя. У таких, как он, не бывает врагов, такие люди выше мирской суеты и мелочных конфликтов.

Он давно приглашал к себе на дачу, и наконец в августе прошлого года мне удалось приехать к нему в гости. Огромный сад, баня, настольный теннис, уютный и обустроенный дом. Молодец Вовка, настоящий мужик, хозяин, счастливые и влюбленные глаза жены Веры, завидую по-доброму. Весь вечер сидели, обсуждали планы на будущее, перспективы организации планерного аэроклуба в Воронежской области...

Накануне, 4 марта, мы разговаривали по телефону, обсуждали его участие в Чемпионате России в Казани… Не хочется верить, что его уже нет!

Вспоминаются слова Высоцкого: «Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному, еще один ушел во тьму, не поздоровилось ему…»

Владимир, крестник:

- Дядя Вова для меня был, как Гагарин. То же добродушие, понимание, открытость. Он для меня был образцом.

Александр Стешкин, однокурсник:

- Я учился с Владимиром в Челябинском ВВАКУШ в 1970-1974 годы в одном отделении. Это был целеустремленный товарищ, который постоянно тянулся к новым знаниям. Училище закончил с красным дипломом, после чего мы начали службу в Барнаульском ВВАУЛ . Он всегда очень хотел уйти на испытательскую работу, любил прыгать с парашютом. Своей цели добился. Это был человек, фанатически влюбленный в Авиацию.

Хочется сказать спасибо его семье, которая всегда поддерживала в достижении поставленных целей. В конце марта собирался с женой Верой приехать в гости, но не получилось. До сих пор не верится, что его с нами нет. Очень жаль, что так случилось. Но он ушел от нас как истинный авиатор.

Александр Тамошин, однокурсник:

- Летный состав не погибает. Они улетают и обязательно вернутся. Спасибо вам, что помните наших друзей!

Владимир Сабуров, однокурсник:

- Познакомились мы с Вовкой в августе 1970 года. Вместе были «художниками», ведь в курсантских казармах нет нянек, всё делали сами: и штукатурили, и белили, и мыли, и рисовали. Была у нас одна слабость – парашютные прыжки. Но мы ведь не десантники, у нас два прыжка в год, и всё. Вовка с кем-то договорился, и стали мы рисовать по принципу «одно наглядное пособие - один прыжок». Так, к выпуску мы имели около двадцати пяти прыжков.

А вообще, конечно, тяжело писать об этом, хотя Володя не первый, кто погиб в нашем отделении. Но это профессия, которую мы выбрали сами, которой гордимся и любим.

Анатолий Устюжанин, однокурсник:

- Стихотворение из поэтического сборника Хамида Валиулина выпускника ЧВВАКУШ 1974 года «Судьба нам летная досталась», посвященное памяти майора В.А. Баранова, очень точно отражает чувство и состояние от утраты Володи Ясько.

Самоотверженная любовь к профессии авиационного штурмана всегда отличала Володю Ясько. «Дерзать!» - был его девиз. Володя с нами. Просто он еще не вернулся из полета под названием «Вечность».

Марина КАЛИНИНА

Источник: «Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г.


Возврат к списку