Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Тепло любит счёт

26.04.2011

Даже современные счетчики
не гарантируют 100-процентной
оплаты за поставленное тепло
.
ЖКХ | Непростые проблемы в расчётах за потреблённую энергию могут привести к тому, что следующий осенне-зимний сезон может оказаться холоднее нынешнего

То, как долго не приходила к нам настоящая весна, у всех на слуху. Но при этом многие соглашаются, что канувшая в Лету зима для большинства воронежцев, как и для жителей районных центров, не была в тягость. В немалой степени, наверное, и потому, что отопительный сезон, в отличие от многим памятных зим, прошёл ровно и без сбоев, без авралов и «ЧП».

Сказались и более качественная подготовка к сезону в теплоснабжающих организациях, и более пристальное и требовательное внимание региональных и муниципальных властей к этой теме.

Между тем в этой важнейшей сфере нашей жизни немало острых вопросов. Более того, появляются новые проблемы. Сложенные вместе, они ощутимо тормозят развитие теплоэнергетики региона.

За примером далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» - компанию с положительным имиджем и высокой деловой репутацией.

Придя на региональный рынок теплоэнергетики десять лет назад, ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» изначально поставило перед собой задачу организации эффективного и рационального использования природного газа для стабильного и качественного снабжения потребителей теплом. И эта задача настойчиво воплощается в жизнь.

Строительство Обществом современных котельных, кардинальная реконструкция старых, а счёт их идёт на десятки – тому подтверждение. Но это, считают в Обществе, - лишь часть главных забот. Другая же их часть направлена на замену старых теплотрасс на новые в пенополиуретановой изоляции, перевод паровых котлов в более эффективный водогрейный режим, замену устаревших кожухотрубных теплообменников на современные пластинчатые, установку узлов учёта тепловой энергии и горячей воды и многое, многое другое. В том числе, например, применение новейших систем химической очистки сетевой воды, что тоже помогает легче и без потерь доносить тепло до потребителей.

- В целом мы инвестировали в развитие теплоэнергетики региона почти полмиллиарда рублей, - рассказывает генеральный директор ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» Андрей Бутырин. - И доля нашей компании на рынке тепловой энергии области постоянно растёт. Причем нашими потребителями являются не только жители городов и других населённых пунктов, но и различные предприятия, организации.

Добавим: в 2009 году ООО «ВоронежтеплоэнергоСервис» вошло в почётный список «Лучших компаний Воронежской области».

Казалось бы, у такого предприятия есть все карты в руках для дальнейшего развития, для расширения присутствия как в Воронеже, так и в сельских районах. Тем более что и город, и область нуждаются в тех современных подходах к организации теплоснабжения, которые компания исповедует изначально, с первых дней своей деятельности.

Но руководитель компании Андрей Бутырин подобного оптимизма не разделяет. И называет причины, по которым такие предприятия, как, например, «ВоронежтеплоэнергоСервис», вынуждены сворачивать свою инвестиционную активность на рынке тепловой энергии.

Одна из них – из года в год повышающиеся тарифы на газ и электроэнергию. Вроде бы чего проще: закладывай эти тарифы в себестоимость своей продукции, то есть тепла, прибавляй такие же цифры к его цене – и диктуй свои собственные тарифы. Но дело в том, что тарифы на тепло по ряду причин, и прежде всего социальных, растут медленнее, нежели стоимость энергоносителей. А это с каждый годом всё заметнее бьёт по возможностям предприятия. Мало того, что удлиняются сроки окупаемости тех или иных инвестиционных кредитов, так и ощутимо уменьшается размер средств, которые предприятие может позволить себе выделить на замену теплотрасс, ремонт оборудования, внедрение новых теплосберегающих технологий.

Расчеты за поставляемое и потребленное тепло – особая проблема. Установленные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» предусматривают, что при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета количество коммунальных ресурсов, использованных домом на отопление и горячее водоснабжение, должно определяться расчетным путем. Однако методы такого расчета не установлены ни этими Правилами, ни какими-либо другими, утвержденными Правительством и обязательными для применения всеми сторонами отношений теплоснабжения. Порядок расчетов, установленный в договоре, даже подписанном обеими сторонами, впоследствии, когда потребителю «не понравится» сумма платежа, может быть им оспорен. Не всегда доказательно, но всегда эмоционально.

Малосведущим поясним, что размер платы населения за услуги отопления и горячего водоснабжения, согласно упомянутым Правилам №307, при отсутствии приборов учета определяется по нормативам потребления, установленным в разное время органами местного самоуправления. Понятно, что норматив, как некая средняя величина, не может соответствовать погодным условиям конкретного отопительного периода или численности жильцов дома и фактическим объемам расхода ими горячей воды.

И он не должен быть подобен «средней температуре по больнице». Люди живут в разных домах – одно-, двух этажных, пятиэтажках, девяти-, десятиэтажных, двенадцати- и шестнадцатиэтажных, построенных в позапрошлом веке и всего 5-10 лет назад. Есть дома коридорного, гостиничного типа, кирпичные, панельные, деревянные и т.п. Естественно, норматив отопления должен учитывать все эти особенности. Когда эти особенности не учтены, возникает необходимость корректировок оплаты за отопление, всегда несущая с собой социальную остроту. Особенно в населенных пунктах, где нормативы при определении изначально были занижены. Кстати, об этой проблеме обстоятельно говорили недавно на совещании в Правительстве Воронежской области.

В ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис», как и в других теплоснабжающих организациях, убеждены: поскольку корректировки предусмотрены законодательно, то при надлежащем соблюдении утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08-2006г. №306 «Правил определения и установления нормативов коммунальных услуг», они не должны приводить к конфликтам. К сожалению, в районах Воронежской области почти повсеместно нормативы отопления установлены в одном размере для всех типов жилых зданий, но при этом значительно различаются по величине.

Столь же разительно отличаются в районах области нормативы потребления горячей воды. По закону, они должны устанавливаться на уровне, соответствующем среднему фактическому потреблению с учетом уровня обустройства жилых домов, но не ниже санитарно-гигиенических норм, предусмотренных СНиП 2.04.01-85 для проектирования строящихся и реконструируемых систем внутреннего и горячего водоснабжения, канализации и водостоков.

В некоторых же городах и поселках области нормативы потребления горячей воды не превышают 90 литров на 1 человека в сутки, то есть ниже, чем санитарные нормы.

- Заниженные нормативы поощряют расточительное энергопотребление, противореча при этом требованиям Закона об энергосбережении и не позволяя теплоснабжающей организации обеспечить подачу ресурсов в дома в объемах, достаточных для обеспечения стандартов коммунального обслуживания, без перерасхода и без убытков для себя, - на эти слова заместителя генерального директора ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» Николая Зеленина трудно найти аргументированные возражения.

Устранить различия в нормативах и, соответственно, в размерах платы населения за отопление в домах одного типа, находящихся в близких климатических условиях, призван Федеральный закон № 237 от 17.07.2010г., передающий полномочия по установлению нормативов коммунальных услуг с муниципального на региональный уровень. Закон вступил в действие в середине прошлого года, однако в Воронежской области соответствующая управленческая структура ещё не создана, и нормативная база ЖКУ в сторону её методического единообразия пока не пересматривается.

Для нормализации отношений в сфереи теплоснабжения населения необходимо внесение изменений и в федеральные нормативные акты. В частности, в Жилищный кодекс РФ, в уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ № 307, в недавно принятый Закон о теплоснабжении.

Эти изменения, как известно, Минрегионразвития уже разработаны, и теплоэнергетики ждут их принятия.

Между прочим, многие проблемы, связанные с качеством нормативов отопления и горячего водоснабжения, автоматически устраняются установкой общедомовых приборов учета ресурсов, подаваемых на эти цели. Федеральным законом от 29.11.2009 № 261 установка приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на теплоснабжающие организации за счёт средств собственников жилых помещений. Казалось бы, всё просто. Но в том-то и дело, что многие ТСЖ и управляющие компании на установку общедомовых счетчиков не идут, ссылаясь на позицию жильцов.

Как быть? Установить счетчики, а потом предъявить счёт за них к оплате? Но… калькуляции тарифов на тепловую энергию, как источников возмещения затрат на установку общедомовых приборов учета, соответствующих статей не предусматривают.

Возврат кредитов путем прямого предъявления гражданам в течение 5 лет платы за установку общедомовых счетчиков проблематичен ввиду длительности срока и необходимости иметь согласие каждого собственника жилого помещения в многоквартирном доме...

Не меньшую головную боль руководству ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» доставляет чехарда, которая складывается в последнее время в цепочке «население – управляющие компании – поставщики тепла». Мало того, что отдельная часть населения не всегда вовремя платит за получаемые услуги, так и сами управляющие компании, получив платежи, не спешат расплатиться с поставщиками тепла.

Более того. Собрав платежи населения и не переведя их поставщикам тепла, владельцы управляющих компаний искусственно банкротят свои детища, тут же создавая на их месте новые, но уже не связанные никакими обязательствами перед другими участниками рынка коммунальных услуг. Причем даже названия управляющих компаний нередко остаются практически прежними – с заменой лишь нескольких букв или цифр. Так было с ООО «ЭДМ-1», ставшим ООО «ЭДМ», с ООО «Ретро-1», ставшим ООО «Ретро-2» и так далее. А ООО «РЭП Центр Сервис» вдруг возродилось в Курске под названием ООО «Стройцентр». Задолженность одного только ОАО «Городская управляющая компания» перед ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» - и, судя по всему, задолженность уже безвозвратная – составляет 5712 140 рублей!

- А ведь мы заплатили за газ, электроэнергию, - рассказывает Николай Зеленин. - Кроме того, перечислили налоговые платежи, причём перечислили их за весь объём услуг, оказанных нами управляющим компаниям. «Ножницы» между тем, сколько мы производим тепла, и тем, сколько нам за него платят, увеличиваются буквально с каждым месяцем.

- По состоянию на 1 апреля, общий долг нам за поставляемое тепло уже превысил 390 миллионов рублей, - добавляет генеральный директор Андрей Бутырин. – И это сковывает все наши планы по модернизации теплового хозяйства, подготовке к новому осеннее-зимнему сезону.

Впрочем, по причине наступающего весеннего тепла эти слова мало кто слышит. А жаль. Ведь никакие даже самые хитроумные комбинации управляющих компаний и тех, кто с ними в компании, не остановят вращения Земли, и следом за тёплым летом обязательно придёт зима. С её снегом и холодами.

Алексей СОЛОВЬЁВ.

Источник: «Коммуна», № 61 (25689), 26.04.11г.


Возврат к списку