Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Выбор без сомнений

26.04.2011

Встреча | Такие разные ипостаси актёра театра драмы

Завтра в одной из студий Первого телеканала намечается запись программы «Лучшие песни советского кино». Автор передачи – Эльдар Рязанов. Песен будет много, «их есть у Рязанова», а две из них написаны воронежским актёром Юрием Лактионовым, Заслуженным артистом РФ. Он и сам появится на экране. И в числе прочего, будет принимать поздравления. Ибо именно в этот день, 27 апреля, прекрасному актёру, художнику, поэту, музыканту и просто замечательному человеку Юрию Лактионову исполнится ровно 70.

Наш «предъюбилейный» разговор с Юрием Александровичем закончился неожиданно - стихами. О чем бы вы думали? Это Маяковский когда-то с гордостью писал стихи о советском паспорте. Юрий Лактионов последнее стихотворение, горькое и едкое, посвятил, извините, ЖКХ. «Наболело и надоело…» предысловил Юрий Александрович:

Безумные тарифы
             берутся с потолка,
Прикинувшись дебилами,
              валяют дурака.
Мы платим за жилище
              дороже днем за днем,
Как будто не в Отрожке,
              а в Лондоне живем.
Течет по ржавым трубам
              вонючая вода,
Их закопали в землю
              раз и навсегда.
Разрушилось хозяйство
             за двадцать с лишним лет,
Жлобы качают деньги,
             а на ремонт их нет...
На улицах грязища,
            облезлые дома.
Да, ЖКХ в России 
           cтрашнее, чем чума…
Не то, чтобы Юрий Александрович увлекался стихами «на злобу дня». «Наболело» - это весьма серьезная причина для того, чтобы интеллигентнейший человек стал писать колючие стихи. А между тем, его романсы и прекрасные песни звучат в нескольких фильмах – последним был «Виват, Анна!» режиссера Светланы Дружининой. Песни Юрия Лактионова и в рязановской «Карнавальной ночи-2», а сам он исполнил роль талантливого, но неудачливого слесаря Дяди Юры, который когда-то учился в консерватории, да жизнь не заладилась… Дядя Юра пишет замечательные песни – они-то и звучат в картине. В конце фильма грустный бородач с гитарой все-таки окажется на сцене.

Вообще, знакомство Юрия Александровича и Эльдара Александровича – история давняя. Началась в 1963 году на съемках фильма «Дайте жалобную книгу», продолжается и по сей день. Одна из последних киноролей Лактионова была в фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

Несмотря на давнюю дружбу с Рязановым, первая большая работа в кино Юрия Лактионова связана с иной сферой. В 1964 году он стал художником-постановщиком фильма Вадима Дербенева «Рыцарь мечты».

- Учась в ГИТИСе, я начал рисовать пастелью, - рассказывает Юрий Лактионов. - Эти рисунки увидел Дербенев и пригласил поработать художником в картине, посвященной Александру Грину. Я недоумевал: «Меня, студента, Дербенев приглашает художником?!» В это время Вадим закончил «Последний месяц осени» - картину, которая получила шесть международных премий, в том числе и за режиссуру и за лучшие актерские работы. Конечно, согласился.

Фильм «Рыцарь мечты» - это карнавалы, бригантины, пиратские корабли и прочая романтика. Работать было безумно интересно и настолько же трудно! И на этом работа с Дербеневым не закончилась – впереди еще был фильм «Черный коридор» и участие в других, уже в качестве актера.

- Чем интересна для вас работа художника-постановщика?

- Мне хотелось не только играть, но и самому ставить и оформлять… Это все единый процесс. Режиссер ты, актер или художник – не важно; ты полностью «живешь» в произведении.

Факты таковы – Юрий Лактионов был художником-постановщиком трёх фильмов и 70 спектаклей. Поставил 13 спектаклей, уже в качестве режиссера. Написал несколько десятков песен для театра и кино. У него нет музыкального образования, но налицо все мыслимые театральные таланты.

- Когда-то для спектакля «Уроки музыки» нужно было играть на баяне и петь, - вспоминает актёр. - Я быстренько разучил «Буду долго гнать велосипед». Потом Анатолий Васильевич Иванов начал ставить пьесу «Пришел мужчина к женщине», где я должен был играть на гитаре. «Так я же не умею…», - говорю я ему. – «Ничего, научишься». После той истории с баяном он был уверен, что я могу сыграть на чем угодно, хоть на виолончели. И первый спектакль я не столько играл, сколько водил по струнам. И «романтически» пел…
Заблудилось где-то лето,
Затерялась где-то осень,
Заплутала белая зима.
В волосах как иней проседь,
От меня тебя уносит
Жизни суетливой кутерьма…
…и по струнам так красиво – брынн-нь... Потом усвоил шесть аккордов и стал писать песни. Спектакль «Пришел мужчина к женщине» мы играли семнадцать лет. И каждый раз я пел новую песню…

И вообще, то, что я владею гитарой – это я просто обманываю бедных зрителей (улыбается). Как-то на концерте у Рязанова я два с половиной часа пел свои песни, а он подливал масла в огонь: спой эту песню, ту песню…

- Юрий Александрович, однажды вы рассказывали, что в детстве занимались всем, от авиамоделирования до зоологии, и только изостудию обошли. Театр тогда же начался в вашей жизни?

- Даже чуть раньше. Когда учился в первом классе, наши педагоги в школе умудрились поставить с нами отрывок из «Молодой гвардии». Я играл Кошевого! Это в первом-то классе! И как-то мне это дело понравилось.

А однажды на уроке пения меня вызвали петь «Во поле березка стояла». У меня был неплохой для мальчишки певческий голос. Я запел - и вдруг вижу, как из классов начинают выбегать изумленные ребята: «Кто это поет?!» Я удивился, что смог привлечь своей персоной столько внимания, и мне это понравилось.

Потом, когда был постарше, в нашем Краснодаре появился телевизионный театр, куда пригласили молодежь. По тем временам это было большое новаторство. Плюс у моего друга в театре работала тетя, и мы знали весь репертуар наизусть. Поэтому у меня никогда не было сомнений в выборе профессии.

- Всего в вашей творческой биографии – сорок шесть ролей, из них сорок – на сцене Воронежского театра драмы имени А.В.Кольцова.

- Постоянная занятость моя в качестве художника частенько мешала получать значительные роли, но они все же были! Мне очень дороги многие роли, которые были созданы с Анатолием Васильевичем Ивановым.

Например, Фирс в «Вишневом саде», Лыняев в пьесе «Волки и овцы».

Мне близко то направление, которого придерживался Анатолий Иванов – это психологический театр с точной проработкой характеров. Это было правдиво, происходило на глубинном уровне, а не на уровне эффектов. Каким потрясающим спектаклем был «Прости меня, мой ангел белоснежный»! Чудо! Но, к сожалению, местная критика недооценивала прекрасные работы Анатолия Иванова….

- А как вы относитесь к театральным экспериментам, к новаторским тенденциям, которые столь модны сейчас?

- Обеими руками за новаторство! Но, боюсь, многие эксперименты сейчас лишены смысла. Знаменитый «Вишневый сад» Някрошюса привозили в Воронеж. На мой взгляд - это ужасно... Раневскую выносили как покойницу, Фирс давил тараканов ногами, какие-то заячьи уши у всех – и при этом скукотища невероятная…

Этот спектакль – из серии про голого короля. Если это кому-то нравится, то эти люди просто боятся промахнуться мимо моды. Это измышления в духе «ща такое отмочу!» Зачем же уродовать великих своими амбициями?

Я видел эксперименты другого рода. Годы моей учебы – это время расцвета «Современника», глубокие постановки с изумительной режиссурой и актерскими работами. Отличный современный театр я видел в Чехословакии. Я вам опишу один очень тонкий момент в спектакле «Одиссей», подобного я не видел никогда.

Женихи Пенелопы соревнуются в стрельбе из лука. Выходит Одиссей и через всю сцену пускает стрелы точно в центр! Все десять! Представляете, что должен в этот момент ощутить зритель?! Стопроцентную веру в то, что происходит на сцене! Но каково же мастерство актера…

Татьяна ЮРИНА

Поздравляем Юрия Лактионова с завтрашним юбилеем. Желаем ему успехов в служении своим разножанровым Музам.

Источник: «Коммуна», № 61 (25689), 26.04.11г.


Возврат к списку