Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Трудный выбор

28.04.2011

Два события минувшей недели стали объектами повышенного внимания российской и зарубежной общественности.

Президент Дмитрий Медведев провел заседание президиума Госсовета в Иркутске, посвященное мерам по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи. По словам Президента, несмотря на то, что существует наркоконтроль и принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, перемен к лучшему мало.

Согласно только официальным данным, в России употребляют наркотики около 2,5 миллиона человек, причем 70% из них – молодые люди. Нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, за последние пять лет опустилась до катастрофического уровня – 11-12 лет.

Но личной трагедией семей, в которых появился наркоман, дело не ограничивается. Наркотики влияют на демографическую, криминальную ситуацию (более 200 тысяч преступлений совершаются на почве наркомании), а экономика страны, по данным экспертов, теряет почти 2% ВВП ежегодно. В такой ситуации необходимы точная, своевременная диагностика и принятие комплекса соответствующих мер по ее исправлению.

Дмитрий Медведев поручил в сжатые сроки разработать методику и сформировать систему мониторинга ситуации с наркотиками. Поставив точку в оживленной дискуссии последнего времени, он поддержал практику тестирования учащихся региональных школ на наркотики, предложив принять соответствующий федеральный закон. Студентов, замеченных в потреблении опасного зелья, рекомендовано отчислять из вуза.

Таким образом, Президент вскрыл одну из реальных и действительно страшно запущенных проблем нашей сегодняшней жизни.

Между тем, премьер-министр Владимир Путин в среду держал ответ перед депутатами Государственной Думы, выступая с ежегодным отчетом Правительства о проделанной работе в 2010 году.

Ежегодный отчет на Охотном Ряду стал, по мнению наблюдателей, аналогом Президентского послания, и был исполнен гордости и оптимизма. Патриотические лозунги, включая заботу о национальном суверенитете, перемежались демонстрацией амбициозных перспективных планов. На этот раз продолжительность выступления побила собственные рекорды Владимира Путина: доклад длился 2 часа 10 минут, после чего последовали ответы на вопросы представителей фракций, а затем их выступления.

Отличительной особенностью данного отчета является его многофункциональная роль. И действительно, задача премьера состояла не только в том, чтобы представить парламенту и обществу истинное положение вещей в экономике и социальной сфере, но и уверить их в том, что ситуация находится под контролем Правительства, и никакие катаклизмы ей не грозят.

Последнее условие диктуется предвыборным годом: Кабинет и поддерживающее его парламентское большинство должны продемонстрировать собственные достижения, чтобы гарантированно переизбраться в декабре 2011 года на новый срок.

С учетом того, что перспектива вернуться в Президентское кресло в 2012 году для Владимира Путина тоже не закрыта, и он в последнее время заметно активизировался по части собственного пиара, стратегия выступления становится еще понятнее. Очевидно, по этой причине речь премьера была снабжена огромным количеством цифровых показателей, демонстрирующих титаническую работу Правительства и лично его председателя, а тональность подачи материала не допускала никаких сомнений в ожидаемых превосходных оценках.

Правда, реакция представителей оппозиционных думских партий на прозвучавший доклад оказалась не столь благоприятной, как, видимо, рассчитывал премьер. Острая критика деятельности Правительства и поддерживающего его думского большинства «Единой России» прозвучала и от Геннадия Зюганова (КПРФ), и от Николая Левичева («Справедливая Россия»). Правда, в новостных программах практически всех основных телеканалов от нее ничего не осталось.

Одним из главных моментов в докладе стала оценка состояния экономики, пережившей в 2009 году самый глубокий спад из всех стран – членов БРИК (почти 8 процентов ВВП) и ее перспективы. Отметив, что с июля 2009 года в России возобновился экономический рост, ВВП в 2010 году увеличился на 4 процента, а в первом квартале нынешнего года – на 4,4 процента, Владимир Путин выразил уверенность в том, что к началу 2012 года российская экономика в полном объеме компенсирует потери, вызванные кризисным спадом.

Прогнозы, обещавшие восстановление экономики к 2012 или 2014 годам, премьер счел неубедительными, пообещав сделать это значительно раньше, хотя и признал, что ситуация по стране «разная».

Этот и некоторые другие фрагменты отчета премьера сразу же вызвали известные затруднения экспертов. Для достижения поставленных Владимиром Путиным целей необходимо, чтобы экономика вернулась к тем 7-8-процентным темпам роста, которые были до кризиса 2009 года. Еще недавно на официальном уровне говорилось о том, что нынешний дефицит бюджета не может быть преодолен ранее 2015 года. Теперь же к этому сроку обещано войти в пятерку сильнейших экономик мира, достигнув ВВП на душу населения более 35 тысяч долларов на человека. Это уровень сегодняшних показателей Франции и Италии.

Невольно вспоминается, как десять лет назад нам было обещано догнать Португалию, но результаты этой гонки так и остались неизвестными. На сегодняшний день Россия занимает десятое место в мире по объему ВВП.

Премьер напомнил о том, что на Западе финансовый кризис вызвал бурные социальные протесты, поскольку Правительства многих государств приняли жесткие и непопулярные меры, касавшиеся урезания социальных статей расходов бюджета. Что же касается руководимого им Правительства, то оно не уклонялось от ответственности, а, напротив, взяло ее на себя, гарантируя сохранение социальных обязательств государства.

Этот тезис также вызвал вопросы: а кто же еще должен был взять на себя ответственность? Неужели граждане, доходы которых пока еще не идут ни в какое сравнение с теми, что имеют люди на Западе?

Некорректность некоторых сравнений разрушает логику откровенного разговора о серьезных проблемах страны, требующих безотлагательного решения. Понятно стремление премьера продемонстрировать успешность своего руководства экономикой, оправданно желание выглядеть уверенно в канун очередных федеральных выборов. И все-таки излишний оптимизм, прежде всего в оценке будущего, до которого еще надо дожить, не встречает понимания.

В 2008 году, в самый канун глобального экономического кризиса, МЭРТ подготовило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Однако кризис мгновенно переместил эти планы из сферы научной в область фантастической футурологии. В нынешней экономической ситуации, которую эксперты называют неустойчивой, а перспективы – туманными, также может приключиться всякое. Тем более что долгосрочные стратегии для всех федеральных округов России Правительство намерено утвердить до конца года, а долгосрочной стратегии для всей страны пока так и не создано.

«Стране необходимы десятилетия устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии. Ни то, ни другое нам не нужно», - заверил премьер. – И то, и другое будет отвлекать от генерального пути развития страны».

Но каков он, этот генеральный путь? Строится ли он на нынешней сырьевой модели развития экономики, изрядно дискредитированной кризисом, или основывается на иной – инновационной – модели?

В последнем случае спокойное развитие вряд ли возможно: необходима серьезная структурная перестройка экономики для того, чтобы запустить механизмы модернизационного развития. Правда, для этого требуется недюжинная политическая воля, поскольку риск неудачи бумерангом отразится на политической карьере. Но в жестком выборе между ее сохранением и будущим страны предпочтение все-таки следует отдать второму.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: «Коммуна», № 62 (25690), 28.04.11г.


Возврат к списку