Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Союз бедных

17.06.2011

Одним из значимых событий последних недель, активно обсуждавшихся в российских СМИ, стал экономический кризис в Белоруссии.

Ситуация, в которой оказалась эта республика, достаточно тревожная: дефолта нет, но внешний долг составляет 90% от ВВП. Это опасно для любой страны, особенно с такой импортзависимой экономикой, как белорусская. И дело не только в зависимости от российских энергоносителей.

Белорусская промышленность использует большое количество импортных комплектующих как из России, так и из других стран, поскольку во времена Советского Союза республика была сборочным цехом для всей страны. Этому в немалой степени способствовало отсутствие собственных полезных ископаемых и, напротив, наличие грамотного и трудолюбивого населения. Однако экономическая политика белорусских властей не справилась с поддержанием на должном уровне макроэкономических показателей. Возникли серьезные проблемы с задолженностью, отрицательное сальдо торгового баланса и т.д.

Нельзя сказать, что белорусские власти не видели надвигающейся беды, однако следовали экономической модели, избранной Президентом Александром Лукашенко. Сущность ее заключается в том, что на крупные средства производства сохраняется государственная собственность, тогда как торговля и услуги остаются в основном в частных руках. Государство официально или неофициально регулировало цены на товары и продукты питания. Подобного рода экономическая модель не является чисто белорусским изобретением, однако в продолжительной перспективе ее трудно назвать эффективной.

При этом для белорусов дело не ограничивается только экономической стороной дела. Руководство республики сделало все для того, чтобы противопоставить «белорусскую модель» российской, то есть подвергнуть отрицанию выбор частной собственности и рыночной экономики как доминантных оснований современного экономического развития. Конечно, ее российский вариант не внушает восторженных чувств, но ориентация на мировые образцы все-таки оставляет определенную надежду на то, что со временем у нас что-нибудь получится.

Что касается Белоруссии, то под вопросом именно стратегический вектор ее дальнейшего развития.

Мировой экономический кризис обнаружил серьезные изъяны в экономической политике многих стран. Красноречивый пример – Греция, получившая уже не один транш от Евросоюза, но так и не справившаяся со своими финансовыми проблемами.

Белоруссии также нужны серьезные займы, однако условия, предлагаемые Россией – приватизация компаниями объектов белорусской собственности, – воспринимаются руководством республики как «распродажа Родины» или попытка скупить за бесценок белорусскую собственность. Александру Лукашенко не остается ничего другого, как обратиться в Международный валютный фонд в надежде получить от него кредит в объеме 3,5 – 8 млрд. долларов.

Стратегический план МВФ требует от Минска проведения системных рыночных реформ, а тактический – ужесточения денежно-кредитной политики, сокращения финансирования государственных программ, отказа от политики повышения доходов и, конечно, приватизации. Последнее обстоятельство, т.е. разгосударствление, является условием предоставления кредита и из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, но разница заключается в том, что Россия указывает, что и кому Белоруссия должна продать, а МВФ таких условий не выставляет.

Впрочем, пришедшее на днях известие удивило многих. Белорусский Президент получил еще одного влиятельного кредитора, в роли которого выступил Китай. Тем самым Поднебесная заявила о себе как о влиятельном мировом игроке.

Поддержка не только белорусской, но и европейской экономики осуществляется китайским руководством с явным намерением противостоять влиянию Соединенных Штатов на мировые экономические процессы, реализуя тем самым свои геополитические амбиции. Не случайно в оценке возрастающей роли Китая в мировых делах сегодня солидарны практически все эксперты.

Экономический кризис в Белоруссии осложнил двусторонние отношения: Александр Лукашенко обвинил российские СМИ в том, что они сознательно нагнетают страсти по поводу проблем, возникших в белорусской экономике. Отчасти такие упреки справедливы: ряд российских изданий действительно не прочь поупражняться в злословии в отношении соседей.

Между тем у России немало своих проблем, которые почему-то не становятся предметом открытого публичного обсуждения, в отличие от всевозможных фронтов и разногласий в тандеме, моментально приобретающих статус судьбоносного события.

На днях в официальном издании Росстата («Вопросы статистики») социологи из Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и России опубликовали данные о неравенстве доходов и бедности населения. Эти данные просто шокируют: почти три четверти населения России (73%) – малообеспеченные или наиболее нуждающиеся люди. Положение дел в Казахстане, Украине и Азербайджане еще хуже. Чуть лучше – в Белоруссии.

Доля среднеобеспеченных граждан – представителей так называемого среднего класса – в государствах, представляющих крупнейшие экономики СНГ в несколько раз ниже, чем в социально ориентированных государствах Запада и Востока.

Социологи делают вывод: на пространстве бывшего СССР построены антисоциальные модели экономики даже в богатых природными ресурсами странах, подобных России или Казахстану. Речь идет прежде всего об антисоциальной модели распределения доходов.

Подавляющее большинство населения в перечисленных странах относится к категории наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев, а средне- и высокообеспеченные граждане либо составляют меньшинство, либо вообще статистически отсутствуют. Таким образом, социально-экономические реалии СНГ по сравнению с действительно социально ориентированными государствами выглядят удручающе.

Социальная структура развитых стран напоминает яйцо: низкообеспеченные и наиболее нуждающиеся граждане почти отсутствуют; доля населения с доходами ниже среднего уровня, считающегося «относительно бедными», составляет около 20%; доля среднеобеспеченного населения – около 60%, а высокообеспеченным гражданам остается еще 20%.

Что же касается стран СНГ, то ни одна из них не только не соответствует этому эталону, но и бесконечно далека от него. В России почти три четверти населения нельзя отнести даже к среднеобеспеченному слою.

Около 20,5% россиян – это наиболее нуждающиеся (4,6 тыс. рублей в месяц на душу населения). Около 53% - это люди с доходами от 4,6 тыс. рублей до 13,8 тыс. в месяц на человека. В группу «относительно бедных» попали 22,5% граждан (месячный доход – от 13,8 тыс. до 32,2 тыс. рублей).

Возникает неутешительный вывод о том, что в России практически нет среднего класса, поскольку порядка 96% россиян фактически являются бедными и различаются между собой лишь степенью обнищания. К среднеобеспеченным слоям можно отнести только 3% россиян, доход которых составляет от 32,2 тыс. рублей до 50,6 тыс. рублей в месяц.

Что касается высокообеспеченных слоев, то на них приходится лишь 1% населения с доходами выше 50,6 тыс. рублей в месяц.

Социальная структура российского общества напоминает пирамиду, основание которой составляют низкообеспеченные слои населения, а на вершине обосновалось ничтожное меньшинство, бесконтрольно распоряжающееся незаконно присвоенными богатствами страны.

Лишь в Белоруссии нуждающиеся и низкообеспеченные граждане составили меньшую, чем в России, величину – 67%.

Таким образом, несмотря на различие экономических моделей, результат социального развития последнего десятилетия для основной массы населения неутешительный как в Белоруссии, так и в России. На просторах бывшего СССР образовался союз антисоциальных государств, экономика которых крайне чувствительна к разрушительным мировым ветрам. Вопрос лишь в том, кто станет их следующей жертвой.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: Газета «Коммуна», № 90 (25718), 17.06.11г.


Возврат к списку