Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Воздухоплаватели

17.06.2011

Окончание | Начало – в №89

По маршруту Казань – Воронеж

Пятого сентября 1941 года из Казани в Воронеж вылетел самолёт ДБ-3А, командиром экипажа которого был Василий Борисов. Уже гремели залпы огненных орудий Великой Отечественной войны. Фронт приближался к Воронежу. Первые бомбы на Воронежский авиационный завод были сброшены 20 сентября. Но этого узнать Борисову оказалось уже не суждено. До Воронежа самолёт не долетел.

Катастрофа произошла в Горьковской (ныне Нижегородской) области. На место трагедии выезжала комиссия из Москвы, но, по условиям того сурового времени, никаких подробностей авиапроисшествия обнародовано не было.

Останки лётчиков были преданы земле на месте падения самолёта. В канун 40-летия Великой Победы на братской могиле стараниями рабочих совхоза и школьников был установлен памятник, а обломки самолёта стали экспонатами школьного музея. Об этом тогда сообщила районная газета.


Бомбардировщик ДБ-3А.

В канун 65-летия Великой Победы в редакции газеты «Болдинский вестник» раздался звонок от одного из местных жителей с просьбой рассказать о безымянной могиле. Прошлое неохотно раскрывает свои тайны. Сведения краеведам пришлось собирать по крупицам.

Подробностями поисковой операции с нами поделился заместитель главы Большеболдинского района Нижегородской области А.А. Пыхонина.

По его инициативе к 9 мая 2009 года намечалась установка ограды на могиле лётчиков, но непролазная трясина вокруг этого места не позволила туда добраться. И только накануне Дня памяти и скорби на братском захоронении около посёлка Калинин побывали заместитель А.А. Пыхонин, а также заместитель начальника местного РОВД, председатель районной ветеранской организации, старший егерь местного лесничества и корреспондент газеты «Болдинский вестник».

Ограду установили, к могиле возложили цветы, почтили минутой молчания память погибших. Редакция попросила откликнуться очевидцев трагедии.

И они нашлись. Восьмидесятипятилетняя жительница Болдино Вера Борисовна Захарова вспоминала:

«То, что мы увидели, нас страшно потрясло. Мы очень испугались. Среди нас был один парень. Он прибежал одним из первых, собрал все документы. Мы их потом читали. Было три лётчика, но фамилии не помню. Среди документов была фотография семьи: муж с женой и тремя детьми. Помню, что одному из погибших на тот момент было 52 года. В газете написано, что случилось это в 1942 году, но я точно знаю, что самолёт разбился в 1941 году, летом…»

Впоследствии её правоту подтвердили архивные документы.

Редакция «Болдинского вестника» получила из Российского государственного архива экономики копию аварийного акта от 13 сентября 1941 года с информацией о судьбе экипажа самолета ДБ-3А 2М-87. Комиссия, созданная на основании приказа народного комиссара авиационной промышленности А.И. Шахурина, работала на месте катастрофы и дала описание происшествия.

В акте, в частности, говорится:

«Самолёт ДБ-3А, пилотируемый лётчиком завода №18 тов. Борисовым, в 8 ч. 50 минут (по мест. времени) 5 сентября 1941 г. вылетел по трассе Казань – Воронеж. По метеорологическим данным АМС – Горького, погода по трассе была неблагоприятная для полета, и самолёт, очевидно, попав в дождевой фронт, отклонился от курса. В 13 часов (по мест. врем.) самолет прошел над селом Яз Горьковской области Болдинского района бреющим полётом (очевидцы видели членов экипажа). В это время был сильный дождь и сплошной туман, что делало условия полёта совершенно невозможными.

Сделав круг над селом Яз, лётчик, очевидно, решил произвести посадку на засеянном поле и при заходе на посадку врезался в лес, расположенный в 3 км от поля на высоте примерно 20 метров над уровнем поля. От удара о деревья, а затем об землю самолёт и моторы полностью разрушились и были разбросаны на расстоянии 150-200 метров.

Тела лётчика тов. Борисова, бортмеханика тов. Запекина и бортрадиста тов. Бухтарова при ударе самолёта о землю были совершенно разорваны и разбросаны вместе с частями самолёта. При осмотре места происшествия комиссией НКАП установлено, что трупы членов экипажа были собраны представителями районного НКВД и похоронены на месте катастрофы».

Некоторые подробности биографии командира экипажа ДБ-3А Борисова удалось узнать, хотя далеко не все.

Предстоит выяснить, какие ещё нити судьбы связывали командира экипажа Борисова с Воронежем, помимо работы на заводе №18, какова судьба его родственников. Может быть, кто-то из старожилов Воронежа и области знает что-нибудь об этой истории, судьбах Борисова, Бухтарова, Запекина? Пишите в редакцию «Коммуны».

P.S. Как сообщил нам А.А. Пыхонин, 22 июня, в день семидесятилетия начала Великой Отечественной войны, на братской могиле экипажа ДБ-3А будет торжественно открыт новый памятник.

Александр Коробанов,
Галина Минина

Источник: Газета «Коммуна», № 90 (25718), 17.06.11г.


Возврат к списку