Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Земляки. Резцом по дереву

17.06.2011

Земляки | Иконостасы, сработанные павловским мастером, востребованы в России и за её пределами

Только переступаешь порог его дома – и сразу попадаешь в удивительный мир. В одной комнате – зеркала, заключённые в чудесные рамы, в другой – мебель, искусно сработанная под старину, в третьей –необыкновенные часы. И вдруг сразу понимаешь: здесь живёт подлинный художник.



Виталий Пасенко

Виталий же Пасенко скромно называет себя «мастером декоративно-прикладного искусства», а иногда и того проще – «резчик по дереву».

Родился он в Кайгородке Коми АССР, но его детские и юношеские годы прошли в воронежском Павловске. Здесь будущий художник занимался в студии при Доме культуры, где азы будущего мастерства ему открывал Василий Животягин.

- Уже в ранние годы у меня проявилась серьёзная тяга к творчеству, - делится Виталий Владимирович. – Я уверен - это передалось мне всё по наследству, ведь отец был классным токарем по дереву. Две прялки, сделанные им, ныне находятся в Эрмитаже. Но это ещё не всё. Как-то на досуге я занялся подсчётами, и вышло, что общий стаж работы по дереву мужской половины моего рода насчитывает без малого полтораста лет!

- Что из детства вынесли, какие будоражат воспоминания? – спрашиваю я, а сам пытливо рассматриваю всевозможные инструменты в мастерской.

- К слову, резец, остриё которого вы пробуете на палец, – шведского производства, - с улыбкой замечает Пасенко. И тут же, погрустнев, добавляет: – А какова его цена? Три тысячи двести рублей! Сталь, что и говорить, отменная, но ведь и наши-то, советские, инструменты были не хуже, а стоили – копейки. Что же касается воспоминаний моего детства, - конечно, они связаны с деревом. Мы, дети, играли в отцовской мастерской, падали в душистые стружки. Думаю, именно здесь и кроются истоки моей любви к профессии.

…Судьба попыталась повести парня по другой, окольной, дорожке. После окончания школы под боком оказался сельскохозяйственный техникум. Почти четыре года Виталий сдерживался, как мог, но в конце концов всё стало на свои места.

Когда до получения диплома осталось несколько месяцев, он решился бросить учёбу. Путь будущего мастера лежал в Бутурлиновское художественно-графическое училище, а оттуда – в Курский педагогический институт. После Виталий Пасенко много лет трудился в художественной мастерской посёлка Анна. И оказался незаурядным педагогом: два его ученика впоследствии стали членами Союза художников России.

Несколько лет назад Пасенко вернулся в Павловск. Одно время возглавлял творческую мастерскую «Евфросинья», но дело не заладилось. Как бы то ни было, но люди потеряли заработок, порвалась и его связь с творческой молодёжью.

«Больней всего ощущать свою беспомощность, неспособность что-либо изменить», - говорит Виталий Владимирович.

Правда, иногда организовываются выставки в местном краеведческом музее, - но это лишь капля в море.

Работы же Виталия Пасенко можно увидеть в храмах Москвы, Гомеля, Харькова, Владимира, Липецка и, конечно же, Воронежа. Он участник нескольких всероссийских и международных выставок. Его творчество находило своих поклонников в Германии, Голландии, Франции…

Уже много лет мастер занимается иконостасами. Два, а то и три года длится работа над каждым из них. Сейчас, например, Виталий Пасенко работает над иконостасом для Липецкой епархии.

В своё время художник занимался и миниатюрами из мела, а из белого мрамора он высек «Троицу», нашедшую своё место в Задонском монастыре. Образцом для работы стала знаменитая древнерусская икона гениального Андрея Рублёва.

Кроме того, Пасенко режет по дереву картины, используя особый объёмный вид резьбы. Суть его в том, что обрабатывается не только поверхность узора, но вынимается его внутренняя часть. Тогда узор как бы полностью отделяется от основного массива.

Эти запечатлённые на дереве пейзажи, сцены из народной жизни, навеянные песнями Алексея Кольцова и рассказами Михаила Пришвина, демонстрировались на московской выставке «Ладья - 2009».

Бесспорно, Пасенко – патриот своего дела. Но многие начинания вдребезги разбиваются о глухую стену равнодушия.

- Да что там говорить! – машет он рукой.- В 2009 году к 300-летию Павловска я разработал проект детской игровой площадки. Замысел состоял в том, чтобы ребёнок шёл от события к событию через временной интервал в пятьдесят лет: от петровского ботика и дальше, дальше – в наши дни. И что же? Мой замысел так никто и не поддержал.

А ещё весьма интересна идея «скамьи примирения», изогнутой так, что влюблённые, даже если они и захотят отдалиться друг от друга, всё равно окажутся рядышком. А что?! Где-то молодожёны вешают на мосты замки, бьют бутылки с шампанским, а в Павловске присаживались бы ладком на «скамью примирения». Но она так и осталась в эскизах.

Род мастеров по дереву на Виталии Пасенко не закончится. Его сын Евгений – московский реставратор, член Союза художников России и Международной федерации художников, рекордсмен «Русского клуба рекордов» по деревянной миниатюре. И семилетний внук Егор в мастерской деда уже вовсю приобщается к творчеству.

Сергей Луценко
г.Павловск

Источник: Газета «Коммуна», № 90 (25718), 17.06.11г.


Возврат к списку