Поиск по сайту:
03.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
02.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
01.05.2024
Государственный кадастровый учет
30.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
29.04.2024
Воронежский филиал Московского государственного университета путей сообщения – единственный в Центральном Черноземье вуз, который готовит инженерные кадры для Юго-Восточной железной дороги. А Богдан СОЛОВЬЁВ – самый молодой вузовский руководитель. Ему тридцать пять лет, и уже четыре года, как он возглавляет высшее учебное заведение. Выпускник Воронежского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент. С ним – наша беседа.
- Богдан Анатольевич, ваш вуз долгие годы находился как бы в тени. Ежегодно проходил набор первокурсников и так же ежегодно из его стен выходил новый отряд квалифицированных специалистов. В то же время о нём не так часто говорили…
- Тут надо кое-что вспомнить из нашей истории. Изначально у нас существовала только заочная форма обучения. История Воронежского филиала начинается в 1953 году, когда был создан учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта. А потом, в 1976 году, он был преобразован в филиал вуза. Повторюсь: все эти годы у нас существовало только заочное обучение. И лишь шесть лет назад мы открыли приём на очное отделение.
- В этом было требование времени?
- Безусловно. Мы постоянно слышим об инновационном развитии, без которого невозможно дальнейшее продвижение вперёд как в науке, так и в производстве. Но для начала давайте всё-таки определим, что такое инновационное развитие? А это, коротко говоря, есть эволюция на базе новых, совершенных знаний. И тут уже я хочу вас спросить: «А кто должен новые знания, скажем так, производить?»
- Наука, наверное, вкупе с высшими учебными заведениями.
- Всё верно. Поэтому важно строить систему передачи знаний так, чтобы при выходе (я имею в виду готового специалиста) мы могли получить работника, способного трудиться с уже усвоенными знаниями и в то же время эффективно добывать новые. Заочное обучение даёт крепких практиков. А вот научить их на основе новейших фундаментальных исследований, которые, кстати, при нынешней скорости передачи информации становятся очень быстро общедоступными, вести прикладные исследования и делать разработки не так-то легко.
Очень мало времени, если не сказать, что его почти нет, выделяется студентам-заочникам. Студенты же очного отделения всё время в вузе, под присмотром. Есть и время, чтобы заложить в будущих специалистах стремление к постоянному познанию.
- И вы можете привести примеры, которые соответствуют вашему представлению о том, каким должен быть современный инженер?
- Конечно. Назову хотя бы Вадима Корчагина. Он как раз из той новой волны молодых людей, которые впустую не тратят ни время, ни силы, а направляют свою энергию на конкретное дело. На Всероссийском конкурсе, в котором Вадим принял участие, его работа, связанная с прикладными задачами в механике и энергетике, заняла первое место.
- Само собой разумеется, что тот же Вадим Корчагин работал под чьим-то руководством…
- У нас сложился сильный преподавательский корпус, как по фундаментальным дисциплинам, так и по прикладным. Имена профессоров Николая Климентова, Виктора Тарлыкова, Константина Соломонова, Николая Прибылова, Ольги Калачёвой, Владимира Семеноженкова, Светланы Гостевой признаны и известны в научной среде.
- На недавней встрече в Московском энергетическом институте Президент Дмитрий Медведев много внимания уделил качеству вузовской учёбы. Обратил внимание и на то, что существует перекос в подготовке специалистов.
- Что верно, то верно: у нас действительно образовался большой перекос в количественном соотношении студентов гуманитарных и инженерных специальностей. Как говорится, и невооружённым глазом видно, что стране, да и нашей области, не требуется столько тех же юристов или менеджеров. И прозвучавшее президентское заявление на этот счёт как нельзя кстати.
Для себя наш профессорско-преподавательский состав вынес ещё и то, что в подготовке инженеров-железнодорожников и управленцев следует особо обратить внимание на реальную практику. Студенты должны иметь возможность получать навыки работы на конкретном производстве и в научных учреждениях. Но это должна быть даже, скорее, стажировка, будущим специалистам надо дать возможность принять участие в реальной работе, в конкретном деле, а не переписывать старые отчёты о практике.
Для этой цели мы и планируем создать студенческую исследовательскую лабораторию. Это даст возможность уже со второго-третьего курса работать ребятам в вузе и на производстве. А ведь многие из них, обучаясь по целевым направлениям, точно знают, куда они придут после окончания курса наук. Так что имеют полную возможность стать специалистами реально, а не на бумаге.
- Ваши преподаватели тоже вносят определённую лепту в отраслевой научный поиск. Не могли бы это проиллюстрировать на конкретных примерах?
- Замечу, что наши научно-преподавательские кадры и вуз в целом работают в тесном контакте с Юго-Восточной железной дорогой. И, естественно, проводимые исследования, разработки напрямую связаны с производственной базой «юговосточников».
Например, основательная монография доцента Светланы Прицеповой, связанная с повышением эффективности реализации систем управления и организации охраны труда на Юго-Восточной железной дороге, имеет большое прикладное значение. Тот анализ данных, которые приводит автор, показывает, что на рабочих местах железнодорожных станций имеется значительное количество неустранимых вредных и опасных факторов. При этом их число напрямую зависит от общего количества рабочих мест железнодорожной станции. Кстати, на базе нашего филиала создан и успешно действует Дорожный центр охраны труда.
Или другой пример. Группа молодых учёных-экономистов – а это кандидаты наук Денис Паринов, Алексей Тимофеев, Петр Гуленко и ваш покорный слуга – разработали бизнес-план пассажирской станции Воронеж-3, строительство которой намечено в нашем городе. Здесь предусматривается весь вокзальный комплекс и ремонтно-эксплуатационное депо для пассажирских вагонов. За последнее время на базе нашего филиала хоздоговорных работ, связанных с отраслевой наукой, выполнено более чем на два миллиона рублей.
- Знаю, что у вашего вуза давно сложился круг хороших традиций, и прежде всего то, что учиться к вам идут из железнодорожных династий.
- Да, у нас нет проблемы с набором. И действительно, у многих ребят родные и близкие трудятся на железной дороге. И потому их выбор профессии сделан осознанно. А ещё в Воронеже существуют два наших филиала – железнодорожный и электромеханический колледжи. Они готовят кадры среднего специального звена. Интеграция их в наш единый учебно-научный комплекс, которая и проходит в настоящее время, позволит обеспечить непрерывность подготовки кадров для железной дороги, а специалистам, которые уже работают на производстве, - повышать их профессиональный уровень.
Кстати, ежегодно за счёт ОАО «Российские железные дороги» у нас проходят обучение – а значит, и повышение квалификации – не менее полутора тысяч специалистов.
- Богдан Анатольевич, а в чём вы как руководитель и просто человек видите своё главное предназначение?
- Вы знаете, у меня по жизни было два человека, которым не то что хочется подражать, а более того – следовать за ними, но при этом проторивая свою дорогу. Это мой учитель в ВГУ профессор Юрий Иванович Хаустов, который, в общем-то, и привил мне вкус к научной работе; и мой предшественник – доцент Геннадий Прокопьевич Носков. Суперсовременное здание нашего вуза, оснащённые аудитории и лаборатории – всё это сделано при нём, при его непосредственном участии.
Есть желание улучшить учебный процесс, оснащённость лабораторий, усовершенствовать и саму систему управления вузом. В общем, создать такую среду, чтобы каждый чувствовал себя комфортно – и студенты, и преподаватели, и наши ветераны.
Беседу вел Виктор Силин
Источник: Газета «Коммуна», №91 (25719), 18.06.11г.