Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Инновации стоят на новых знаниях

18.06.2011

Вузы

Воронежский филиал Московского государственного университета путей сообщения – единственный в Центральном Черноземье вуз, который готовит инженерные кадры для Юго-Восточной железной дороги. А Богдан СОЛОВЬЁВ – самый молодой вузовский руководитель. Ему тридцать пять лет, и уже четыре года, как он возглавляет высшее учебное заведение. Выпускник Воронежского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент. С ним – наша беседа.


Богдан Соловьёв..Фото Михаила Вязового.

- Богдан Анатольевич, ваш вуз долгие годы находился как бы в тени. Ежегодно проходил набор первокурсников и так же ежегодно из его стен выходил новый отряд квалифицированных специалистов. В то же время о нём не так часто говорили…

- Тут надо кое-что вспомнить из нашей истории. Изначально у нас существовала только заочная форма обучения. История Воронежского филиала начинается в 1953 году, когда был создан учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта. А потом, в 1976 году, он был преобразован в филиал вуза. Повторюсь: все эти годы у нас существовало только заочное обучение. И лишь шесть лет назад мы открыли приём на очное отделение.

- В этом было требование времени?

- Безусловно. Мы постоянно слышим об инновационном развитии, без которого невозможно дальнейшее продвижение вперёд как в науке, так и в производстве. Но для начала давайте всё-таки определим, что такое инновационное развитие? А это, коротко говоря, есть эволюция на базе новых, совершенных знаний. И тут уже я хочу вас спросить: «А кто должен новые знания, скажем так, производить?»

- Наука, наверное, вкупе с высшими учебными заведениями.

- Всё верно. Поэтому важно строить систему передачи знаний так, чтобы при выходе (я имею в виду готового специалиста) мы могли получить работника, способного трудиться с уже усвоенными знаниями и в то же время эффективно добывать новые. Заочное обучение даёт крепких практиков. А вот научить их на основе новейших фундаментальных исследований, которые, кстати, при нынешней скорости передачи информации становятся очень быстро общедоступными, вести прикладные исследования и делать разработки не так-то легко.

Очень мало времени, если не сказать, что его почти нет, выделяется студентам-заочникам. Студенты же очного отделения всё время в вузе, под присмотром. Есть и время, чтобы заложить в будущих специалистах стремление к постоянному познанию.

- И вы можете привести примеры, которые соответствуют вашему представлению о том, каким должен быть современный инженер?

- Конечно. Назову хотя бы Вадима Корчагина. Он как раз из той новой волны молодых людей, которые впустую не тратят ни время, ни силы, а направляют свою энергию на конкретное дело. На Всероссийском конкурсе, в котором Вадим принял участие, его работа, связанная с прикладными задачами в механике и энергетике, заняла первое место.

- Само собой разумеется, что тот же Вадим Корчагин работал под чьим-то руководством…

- У нас сложился сильный преподавательский корпус, как по фундаментальным дисциплинам, так и по прикладным. Имена профессоров Николая Климентова, Виктора Тарлыкова, Константина Соломонова, Николая Прибылова, Ольги Калачёвой, Владимира Семеноженкова, Светланы Гостевой признаны и известны в научной среде.

- На недавней встрече в Московском энергетическом институте Президент Дмитрий Медведев много внимания уделил качеству вузовской учёбы. Обратил внимание и на то, что существует перекос в подготовке специалистов.

- Что верно, то верно: у нас действительно образовался большой перекос в количественном соотношении студентов гуманитарных и инженерных специальностей. Как говорится, и невооружённым глазом видно, что стране, да и нашей области, не требуется столько тех же юристов или менеджеров. И прозвучавшее президентское заявление на этот счёт как нельзя кстати.

Для себя наш профессорско-преподавательский состав вынес ещё и то, что в подготовке инженеров-железнодорожников и управленцев следует особо обратить внимание на реальную практику. Студенты должны иметь возможность получать навыки работы на конкретном производстве и в научных учреждениях. Но это должна быть даже, скорее, стажировка, будущим специалистам надо дать возможность принять участие в реальной работе, в конкретном деле, а не переписывать старые отчёты о практике.

Для этой цели мы и планируем создать студенческую исследовательскую лабораторию. Это даст возможность уже со второго-третьего курса работать ребятам в вузе и на производстве. А ведь многие из них, обучаясь по целевым направлениям, точно знают, куда они придут после окончания курса наук. Так что имеют полную возможность стать специалистами реально, а не на бумаге.

- Ваши преподаватели тоже вносят определённую лепту в отраслевой научный поиск. Не могли бы это проиллюстрировать на конкретных примерах?

- Замечу, что наши научно-преподавательские кадры и вуз в целом работают в тесном контакте с Юго-Восточной железной дорогой. И, естественно, проводимые исследования, разработки напрямую связаны с производственной базой «юговосточников».

Например, основательная монография доцента Светланы Прицеповой, связанная с повышением эффективности реализации систем управления и организации охраны труда на Юго-Восточной железной дороге, имеет большое прикладное значение. Тот анализ данных, которые приводит автор, показывает, что на рабочих местах железнодорожных станций имеется значительное количество неустранимых вредных и опасных факторов. При этом их число напрямую зависит от общего количества рабочих мест железнодорожной станции. Кстати, на базе нашего филиала создан и успешно действует Дорожный центр охраны труда.

Или другой пример. Группа молодых учёных-экономистов – а это кандидаты наук Денис Паринов, Алексей Тимофеев, Петр Гуленко и ваш покорный слуга – разработали бизнес-план пассажирской станции Воронеж-3, строительство которой намечено в нашем городе. Здесь предусматривается весь вокзальный комплекс и ремонтно-эксплуатационное депо для пассажирских вагонов. За последнее время на базе нашего филиала хоздоговорных работ, связанных с отраслевой наукой, выполнено более чем на два миллиона рублей.

- Знаю, что у вашего вуза давно сложился круг хороших традиций, и прежде всего то, что учиться к вам идут из железнодорожных династий.

-
Да, у нас нет проблемы с набором. И действительно, у многих ребят родные и близкие трудятся на железной дороге. И потому их выбор профессии сделан осознанно. А ещё в Воронеже существуют два наших филиала – железнодорожный и электромеханический колледжи. Они готовят кадры среднего специального звена. Интеграция их в наш единый учебно-научный комплекс, которая и проходит в настоящее время, позволит обеспечить непрерывность подготовки кадров для железной дороги, а специалистам, которые уже работают на производстве, - повышать их профессиональный уровень.

Кстати, ежегодно за счёт ОАО «Российские железные дороги» у нас проходят обучение – а значит, и повышение квалификации – не менее полутора тысяч специалистов.

- Богдан Анатольевич, а в чём вы как руководитель и просто человек видите своё главное предназначение?

- Вы знаете, у меня по жизни было два человека, которым не то что хочется подражать, а более того – следовать за ними, но при этом проторивая свою дорогу. Это мой учитель в ВГУ профессор Юрий Иванович Хаустов, который, в общем-то, и привил мне вкус к научной работе; и мой предшественник – доцент Геннадий Прокопьевич Носков. Суперсовременное здание нашего вуза, оснащённые аудитории и лаборатории – всё это сделано при нём, при его непосредственном участии.

Есть желание улучшить учебный процесс, оснащённость лабораторий, усовершенствовать и саму систему управления вузом. В общем, создать такую среду, чтобы каждый чувствовал себя комфортно – и студенты, и преподаватели, и наши ветераны.

Беседу вел Виктор Силин

Источник: Газета «Коммуна», №91 (25719), 18.06.11г.


Возврат к списку